Собачья тема много лет является острой социальной проблемой для казахстанских городов. Зоозащитники просят не стрелять, а многие жители боятся нападений стай бродячих четвероногих. В обществе постоянно ведутся дискуссии, принимаются государственные решения, но вопрос остается открытым. И тогда подключаются волонтеры, чтобы сохранить жизни братьям нашим меньшим и обезопасить людей.
Обо всем этом речь шла на встрече с фотографом и режиссером-любителем Константином Павленко. В Караганде состоялась презентация его документального фильма "Работа с бездомными животными" — знакомство с хроникой, которую Константин фиксировал в течение нескольких дней, находясь под Ташкентом вместе с группой волонтеров европейских организаций — фонда Brigitte Bardot и немецкого Tierschultz. Врачи, ассистенты — все они волонтеры — берут отпуск за свой счет и едут бесплатно оперировать собак в полевых условиях в разных частях света. Вот в чем суть сюжета ленты.
Одна из главных красавиц XX века, ролевая модель огромного количества женщин, звезда французского кино и известная активистка в 1986-м основала организацию по защите животных Brigitte Bardot Foundation, которую до сих пор считает главным делом своей жизни. Об успехах своего фонда Брижит Бардо рассказывает с гордостью. А гордиться есть чем: «Мы оплатили строительство больницы для диких животных в Чили. В Болгарии построили парк для ухода за медведями, в Австралии — за коалами, в Таиланде — за слонами, а в Тунисе — за лошадьми. Если бы не фонд, многих программ по сохранению видов животных не существовало бы».
«Я все бросила ради животных — и это был мой самый лучший поступок», «хочу, чтобы меня запомнили феей зверей», «я ощущаю себя животным, человеческий род вызывает у меня лишь сожаления и страх»... Брижит Бардо не раз давала понять, что человечеству она бы поставила ноль. В 1973 году, незадолго до своего сорокалетия и на пике карьеры, Брижит Бардо, ко всеобщему удивлению, решила закончить с кино, чтобы полностью посвятить себя защите животных. Символично, что в финальном кадре своего последнего фильма — комедии «История про Колино-юбочника» Нины Компанез — актриса держит в руках птицу.
Координатор по международным проектам данного фонда Брижит Олуа выразила готовность оказывать Казахстану содействие в разработке эффективных мер по защите прав животных. Напомним, что в декабре 2019 года Брижит Бардо обратилась в письме к президенту Касым-Жомарту Токаеву, где попросила его обратить внимание на проблемы с соблюдением прав животных в республике. Токаев прокомментировал письмо Бардо и показал солидарность с ее взглядами, призвав казахстанцев к внимательности и милосердию по отношению к братьям нашим меньшим. Брижит Олуа отмечала, что подобная позиция президента дает надежду на то, что нынешнюю ситуацию вполне возможно изменить к лучшему.
— Началось все с того, что группа волонтеров фонда Брижит Бардо прибыла в Караганду. Мне была интересна эта тема, и я решил поснимать, заняться некоммерческой съемкой. Почему бы и нет? Не каждый день приезжают волонтеры из разных концов света, — рассказывает Константин.
Потом фотограф показал свою работу волонтерам. Организаторам понравилось, и они спросили, возможно ли то же самое сделать в Узбекистане. Так и состоялась эта поездка.
— У меня накопился большой фотоматериал плюс видео. Мне хотелось поделиться всем, что увидел, что происходило, показать, насколько самоотверженные люди приехали, потратили свои ресурсы в наше стремительное время, чтобы работать в приюте для собак, где находилось более семи тысяч животных. Москва, Санкт-Петербург, Калининград, Казахстан, Испания, Германия, Азербайджан, Узбекистан — вот география списка участников-волонтеров, — говорит собеседник.
Это был отдельно стоящий приют в обнесенной забором местности. Собак волонтеры стерилизовали. Эта процедура необходима, чтобы не было бесконтрольного размножения. Животные после операции живут дольше, а также становятся менее агрессивны.
Бродячие животные — актуальная проблема для многих стран, и Казахстан — не исключение. Бездомных собак на улицах много. Очень много. Особенно в частном секторе. К тому же хозяева часто отпускают своих питомцев на самовыгул, и они размножаются. Щенки растут на улице.
Абсолютно всем казахстанским приютам необходима всяческая помощь. Насколько возможно, ее оказывают такие неравнодушные люди, о которых рассказывает режиссер.
— Я смонтировал документальный фильм, чтобы попытаться максимально вовлечь зрителя в происходящее. Это хроника изнутри. Зритель на полчаса погрузится в атмосферу труда волонтеров. Это достойный пример. Может быть, кто-то вдохновится подобным, изменит свой взгляд на мир, посмотрит на происходящее под другим углом зрения, — делится Константин.
Экспозиции по итогам поездки пока не планируется. Фотовыставка сегодня стоит больших денег.
— Нужно распечатать 40-50 работ, оформить их — и не на картонках, а придать эстетическую форму. Плюс аренда помещения. У меня был такой опыт, но сейчас не знаю, когда я это осилю. Однако все возможно, — делает оптимистичный вывод фотограф.
За рамками свадебного фото
Константин Павленко — по профессии переводчик иностранных языков, магистр филологии иностранного языка: «Сносно знаю английский, польский, на уровне хобби — французский, учу государственный язык».
Константин занимается профессиональной фотографией уже 15 лет. Учился у замечательного карагандинского педагога Валерия Лашкевича, который в 90-е годы возглавлял частный телеканал. Он режиссер-оператор, очень грамотный специалист. В Караганде до сих пор преподает в фотошколе, где очень сильная академическая база в области фотографии. Там учился и Константин, а потом ушел в свободное плавание, достигнув определенных успехов. Работал фотографом футбольного клуба "Шахтер", Карагандинского медицинского университета, где была издана фотокнига о жизни вуза, в 2018 году стал финалистом международного фотоконкурса, проходившего в художественной галерее "На Каширке" в Москве. Его игровая картина "Тоси-боси" объявлена лучшим фильмом на фестивале любительского кино в Караганде, затем его работы выходили в финал двух международных конкурсов "Снять за 48 часов". Пять лет назад Константин стал лауреатом международного фестиваля короткометражных фильмов в Нью-Йорке. В 2021 году — победителем фотоконкурса "Франко-германский год окружающей среды в Казахстане". В его творческом багаже — художественный фильм Prosto Skazka, снятый совместно с Домом культуры незрячих и слабовидящих, документальная лента о ссыльном поляке Богдане Ясенецком Bardzuszek. В прошлом году Константин Павленко занял второе место на международном экспериментальном кинофестивале в польском Гданьске.
— То, что сейчас у каждого есть в руках фотокамера в телефоне, — это шикарно. Это прекрасная возможность самовыразиться. Фотография разная. Нужно четко понимать свои задачи, что ты хочешь сказать и как это выразить — фигуративным намеком, например, в художественной фотографии, метафорично, символично. Есть работы, в которых авторы сквозь призму своего "я", своего опыта выражают собственное видение мира. Главное — быть честным с собой, любить свое дело, как и в любой сфере деятельности. Если человек любит свое дело, он счастлив, — выражает свое творческое и жизненное кредо Константин.
Для себя из этой поездки он почерпнул то, что мир все-таки не без добрых людей. Есть среди нас те, кто трудится вопреки. Это настоящие супергерои, не киношные. Кто-то, посмотрев со стороны, скажет: "Зачем вы это делаете, мучаете в первую очередь себя?". Ведь в приютах огромное количество животных, а людей, помогающих им, не так много. Мы живем в эпоху капитализма, каждый волен распоряжаться своими средствами и временем по своему желанию. Но находятся люди, которые берут на себя сложную миссию, готовы воодушевленно помогать и делать эту работу качественно.
— Я считаю, это потрясающий опыт мироздания. Ведь волонтеры в нашей очень сложной жизненной ситуации готовы находить время и другие ресурсы не для себя, а для кого-то другого. Это мотивирует и меня, — говорит собеседник. — Волонтеры сталкиваются с вопросами вроде: "Что вы все с животными носитесь? Людям бы помогли!". Но ветеринары имеют полное право ответить на это, что они врачи для животных. Им дан этот талант, и они им пользуются не только чтобы заработать, а выполняют свою миссию во благо нуждающихся братьев наших меньших. Меня это зацепило. Я максимально солидарен с волонтерами.
На примере творчества Константина Павленко можно узнать о фотографии, выходящей за рамки свадебных услуг. Как фотограф может быть полезен этому миру, как он не поддается эмоциям в накаленных ситуациях, как видит окружающих и что делает с правдивым материалом, который благодаря его усилиям и таланту становится доступен каждому.