Члены Ассоциации мастеров лоскутного шитья Казахстана с 19 по 21 апреля в Чехии приняли участие в Международном фестивале любителей шитья, художественного квилта и пэчворка Brno Patchwork Meeting-2024.
Более 900 работ от 400 художников со всего мира было представлено на фестивале. Наша страна на суд зрителей и строгого профессионального жюри привезла 15 уникальных работ, в создании которых приняли участие 19 квилтеров из Астаны, Алматы и Жезказгана. Все они являются членами Ассоциации мастеров лоскутного шитья Казахстана, а организационную поддержку участникам оказал Дом швейных машин RIVIA.
По результатам трех конкурсных дней наши квилтеры получили хорошие результаты и заслуженные награды. Так, третье место в конкурсе «Ноль отходов» заняла работа Нели Русаковой из Астаны Petrogliphic painting. В конкурсе «Приз зрительских симпатий» совместная работа астанчанки Ирины Субботиной и чешской художницы Ярославы Фишер Brno Dragon также получила третье место. Вслед за ними четвертое место в рейтинге голосования на «Приз зрительских симпатий» досталось работе Heritage алматинки Назиры Балтабаевой. Совместная работа мастериц из Астаны Гульмиры Жумабековой и Райхан Серимбетовой Brides Treasures заняла пятое место в конкурсе «Ноль отходов».
Также высокую оценку жюри и посетителей выставки получили и другие работы наших квилтеров Натальи Кривец, Айсулу Кожаевой, Гульжамал Иманбаевой, Людмилы Якимовой, Ирины Мех, Клары Абеновой, Татьяны Лукиной, Галимы Сагимбаевой, Ирины Ринау, Анны Маштаковой, Гуляйым Хамзиной, Нажии Латыповой, Гульмиры Джумабековой, Баян Жапбасовой, Кульшат Базарбаевой.
Членами жюри конкурса-фестиваля был отмечен
Своими впечатлениями о фестивале поделилась президент Ассоциации мастеров лоскутного шитья Казахстана Тамара Штрошерер: «В целях честных итогов и прозрачного голосования в первые дни выставки членам жюри не была известна никакая информация о работе, кроме ее названия.
Работы оценивались по следующим номинациям:
Творческий конкурс “Ноль отходов” — участнику нужно было проявить фантазию и использовать в своей работе, помимо текстиля, различные нетрадиционные материалы и предметы.
Классический конкурс Scrap — участники должны были показать все свое мастерство в традиционном искусстве лоскутного шитья, создав трехслойное стеганое одеяло определенного размера.
Отдельным голосованием был проведен конкурс «Приз зрительских симпатий» среди посетителей выставки, а это в общей сложности более 8000 человек, которые отдали свои голоса и предпочтения за понравившиеся работы».
Құрақ қырау, или лоскутное шитье является одним из древнейших видов традиционного искусства казахских женщин. Изделия из называемого у казахов лоскута ткани құрақ занимают особое место в культурной традиции народов Казахстана и Центральной Азии.
Благодаря своей относительно простой и гармоничной структуре кұрақ получил большое распространение во всем мире. Сегодня, как указано на сайте проекта Министерства науки и высшего образования РК АР09259862 «Исследование традиционных ремесел современного Казахстана: состояние и поиск путей сохранения» (База ремесленников Казахстана): «Происходит его ренессанс в современном искусстве как в качестве самого образа, так и в качестве художественного приема».
Автор публикаций на крупном информационном ресурсе BurdaStyle.ru, посвященном шитью, рукоделию, творчеству, стилю и моде, Юлия Деканова очень поэтично определяет технику квилтинга: «Иглой по ткани можно рисовать точно так же, как и карандашом по бумаге. Вручную и на швейной машинке создаются невероятной красоты квилты — великолепные картины и панно, и одеяла, и пледы».
«С каждым годом Ассоциация мастеров лоскутного шитья старается расширять географию новых знакомств, поддерживая и продвигая уникальное наследие лоскутного шитья, художественного квилта, пэчворка — құрақ не только в Казахстане, но и далеко за его пределами», — добавляет Тамара Штрошерер.
Справка НП
Техника «квилтинг» подразумевает процесс соединения и сшивания вместе нескольких слоев материала. Традиционно изделия, выполненные так, состоят из трех слоев:
— лицевого (верх из основного материала);
— наполнителя (средний слой из синтепона, ватина, шерсти);
— подкладки (изнаночная сторона или спинка, обычно из однотонной или набивной ткани).
Все три слоя сшивают (стегают) вручную или на швейной машине, применяя свободно-ходовую стежку, либо с помощью специализированной компьютерной программы.
Вручную слои соединяют, стегают с помощью иглы и нити, используя пяльца, на раме или на руках.
При свободно-ходовой стежке на бытовой или специализированной швейной машине узоры создаются путем передвижения ткани под иглой руками.
Компьютерную стежку выполняют специальные машины longarm (лонгарм).
В производственных условиях стежка выполняется многоигольными машинами.
Фото автора