Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиЧеловек дела

Театральный июль Эльмиры Щербаковой

«Театральная Евразия», которая с огромным успехом прошла в Астане в честь Дня рождения города и в общем-то и была приурочена к этому празднику, наделала много шума. Причем, приятного. Накануне события журналисту «НП» удалось познакомиться с его организатором Эльмирой Щербаковой — человеком, привыкшим щедро дарить радость, оптимизм и новые истории. Она влюблена в Астану, но приехала из Москвы, обожает театр, знакома с мировыми знаменитостями в этой области искусства, чем и поделилась в эксклюзивном интервью. 

— Эльмира, что вы подразумеваете под словом «миссия», о котором упомянули в начале нашего с вами общения? Что это значит для вас? 

— Миссия — это для меня важное, большое, с претензией, слово. Я маленький человек, но стараюсь делать что-то большое и хорошее. Моя миссия — все, что я делаю, и все это для воспитания эмоционального интеллекта. Для меня очень важно, чтобы люди, которые участвуют в проектах, которые наблюдают или случайно попали в тот водоворот, что я иногда устраиваю, вышли другими. Чтобы они задумались, изменились и обязательно стали лучше. Потому что эмоциональный интеллект — это культура, искусство и, наверное, передача неких традиционных, сакральных человеческих ценностей. Тех, что есть в каждой стране, у каждого народа, в каждом из нас. 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИЮЛЬ ЭЛЬМИРЫ ЩЕРБАКОВОЙ  (1).jpg

— У вас множество самых разных мыслей, планов, проектов и задумок. Что вас вдохновляет на них? Чему они посвящены? 

— Я всегда говорила и продолжаю утверждать, что для меня главное — это любовь. Если я влюблена в человека, причем неважно, кто он — мужчина, женщина, ребенок, или если я влюблена во что-то, я буду вдохновлена этим чувством. Дело в том, что в свое время я мечтала быть академиком, и с тех пор у меня академический подход ко всему. Для меня очень важно, чтобы то, чем я занимаюсь, было интересно многим. Поэтому у меня сначала идет аналитика, потом я погружаюсь в интерес, например, к стране, если это страновой проект. Я очень много знаю о Казахстане, иначе нельзя. Наскоком не получится, лучше вообще не стоит и начинать. Так что моя мечта, которую я представила накануне Дня Астаны — «Театральная Евразия», была придумана после моего первого посещения Казахстана. Тогда, в 2018 году, я привозила в РК театр «Современник» с двумя спектаклями — просто волшебную постановку «Вишневый сад» легендарной Галины Волчек с великой Мариной Нееловой в главной роли. Второй был «Горе от ума» в постановке Римаса Туминаса с Сергеем Гармашем. И, гуляя по Астане, я уже тогда задумалась, что это театральный город, город-подмостки, здесь нужно показать нечто оригинальное. И главное — это люди города, в которых есть широта, гостеприимная доброжелательность без границ. Мне это безумно понравилось. Все это вылилось в театральную историю, которой еще не было нигде в мире. Она бы случилась раньше, но вмешательство пандемии, а потом СВО слегка нарушили планы. Однако вот теперь все наконец получилось. Причем благодаря немалой поддержке акимата Астаны, Министерства культуры РК, Посольства России в РК и Русского дома в Астане. И для меня это оказалось очень важным. Поддержка. 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИЮЛЬ ЭЛЬМИРЫ ЩЕРБАКОВОЙ  (12).jpg

— Каким образом? 

— Мы все зависим от государства. Но меня услышали, и потому впервые получилось воплотить то, чего, повторюсь, еще не было в мире нигде. Это первый театральный фестиваль уличных театров. То есть можно даже сказать, что в Астане появляется новый жанр. Потому как классические — да, были и есть. Но уличные, да еще в международном аспекте, впервые. Тогда город на два дня был отдан потрясающим театральным коллективам. Такую историю, к слову, я наблюдала только в Венеции во время карнавала. Нечто подобное сотворила в Перми. Похожий, но совершенно другой фестиваль. Или вот в Белой Речке, в Подольске всех не перечесть. Отличие еще и в том, что там была локальность, а тут, в Астане, в Казахстане все с чистого листа, и мы — первые! Ведь завтра вся Азия будет здесь, на этом новом для себя фестивале. Они поедут не в Москву, не в Авиньон, а постигать другую ментальность, другие культурные коды. И именно тут начинаются новая история, новый жанр, тем более я считаю, что сегодня это очень нужно. 

Снимок экрана 2024-07-27 в 10.14.29.png

— Что же все-таки это такое — уличный театр? 

— Это социальный театр в первую очередь. Это улица, это первое знакомство любого горожанина на этой самой улице. А еще это фестиваль без возраста, потому как на любой афише — возрастной ценз, а тут — от нуля до бесконечности. Все могут приходить и наслаждаться. Тем более что не у всех есть возможность купить билет и попасть действительно в хороший театр. А тут пожалуйста, все для всех. И я делаю это особенно для детей, которым будет подарено это чудо — возможно, их первое знакомство с театром. 

— Однако ваш проект представил и серьезную часть фестиваля помимо спектаклей уличных театров. 

— Да, это форум, на котором была затронута тема, как соединить традиционный театр с уличным. И на котором выступил известный режиссер традиционного театра Глеб Черепанов — очень перспективная творческая личность. С ним я делала несколько проектов. Считаю, что он очень хороший ученик старой русской школы. Его мастером был Валерий Фокин, который сейчас является художественным руководителем Александринского театра. И в то же время Глеб — новатор, и очень даже. Также были представлены режиссеры уличных театров Станислав Варкки из Эстонии, на которого уж точно стоит обратить внимание. Он — носитель традиций доброго Белого клоуна, причем чуть ли не в единственном экземпляре, потому как, к сожалению, эта школа сегодня уже сходит на нет. С ним мы делаем потрясающий перформанс с флагами. Надеюсь, что в Казахстане через пару лет могут появиться и свои уличные театры, которые будут создавать и выдавать на суд зрителей очень серьезные спектакли. Мне бы этого очень хотелось. 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИЮЛЬ ЭЛЬМИРЫ ЩЕРБАКОВОЙ  (3).jpg

— Что еще вы хотели бы предложить? 

— В первую очередь — проводить театральные сезоны. Причем на постоянной основе. Привозить в Казахстан театры мира. С ними я давно работаю и дружу с ведущими режиссерами мира. Например, самый большой театральный проект, который я делала, — это театральный биеннале. Еще я создаю «Креативные города». К слову, меня приглашают мэры, чтобы обсуждать такие вопросы. Так что, если есть идея, то ее исполнение, решение могут быть любыми. И вот сегодня моя главная идея — сделать из Астаны театральную столицу мира. Да, некоторые считают, что это комплекс Наполеона, но я уважаю и эту личность, и то, что у него была величайшая сила духа. Так что я предпочитаю большие задумки, большие формы проведения. Тем более что хорошо знаю французскую культуру, работаю в Авиньоне, который во многом круче Парижа. Когда в 1946 году там вдохнули вторую жизнь в город, это дорогого стоило — тамошние власти придумали именно театральные фестивали. С тех пор этот город очень ценится по своей значимости у театральных деятелей. Так вот, возвращаясь к Наполеону и моим задумкам, повторю — я мечтаю из Астаны сделать нечто гораздо большее, чем даже Авиньон. 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИЮЛЬ ЭЛЬМИРЫ ЩЕРБАКОВОЙ  (9).jpg

— Поделитесь секретами, как именно? 

— В будущем году у одного известного режиссера с мировым именем будет столетний юбилей. Это Питер Брук. И его дочь разрешила мне привезти один из его спектаклей сюда, в Казахстан, в Астану. Повторю, я дружу со всеми и могу помочь привезти к вам любой театр мира. Поэтому театральная Евразия должна создать неизгладимое впечатление. Но что я увидела после пандемии в Астане? Чуть-чуть депрессии, людей, которые утрачивали свою индивидуальность, становились безликими. Я увидела город, который раньше был своеобразной картинкой. Даже, я бы сказала, пособием для любого архитектора, но начинал «сбоить». А ведь я люблю Астану, и мне захотелось вернуть ее историю на мировой уровень — красивую, яркую, придающую городу новое дыхание, возвращающую блеск ее архитектурным ансамблям. Плюс с театральными эффектами. 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИЮЛЬ ЭЛЬМИРЫ ЩЕРБАКОВОЙ  (11).jpg

— Что это за проект — «Креативные города»? 

— Более 20 лет назад я прочитала потрясающие книги Ричарда Флорида «Креативные города» и «Креативные люди». Я всегда интересовалась работой людей, которые умеют создавать искусство, творить. Выступая в роли проводника, который собирает вокруг людей с творческим началом, чтобы затем всем вместе создавать некие истории. Кроме того, для меня это всегда являлось саморазвитием и самопознанием. И, если в 1990-х, 2000-х годах такое было не сильно востребовано, то сегодня — другое время, и потому нужны другие решения. Я всегда привожу в пример один случай, который свойственен именно креативным городам. Был завод «ЗиЛ», на который в три смены заходило по 50 000 человек. Сегодня завода нет, его корпуса снесены, но на его месте красивый кластер домов, который называется «Арт-ЗиЛ». Это говорит о том, что происходит быстрая смена всего. Мы живем в новом цифровом мире. Нужны новые профессии, должна меняться система образования, потому что я помню, как получала информацию, — просиживая днями в библиотеке. А сегодня зашел в Google, и все, пожалуйста, на ладони. Так что изменения колоссальны. Вот и города сегодня не города, а некие конгломерации. Много коммуникаций, но не людей вокруг. Однако есть моменты, как, например, особенность человека — это общение, его социализация. И — да, я всегда считала, что Россия сильна провинцией. Мы должны сделать новые точки притяжения в провинциальных городах, дать им новое дыхание. Ведь раньше тоже были какие-то логистические цепочки Шелкового пути. 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ ИЮЛЬ ЭЛЬМИРЫ ЩЕРБАКОВОЙ  (13).jpg

Так давайте сегодня делать новые истории! Вот, например, я занимаюсь сегодня проектом «Ирбит — город-музей». Он когда-то считался купеческим хабом, особенно по линии китайского чая. Там проводился первый аукцион по соболям, и на балконе пассажа, на улице, пел знаменитый Шаляпин! Необходимо воссоздать все это, но по-новому — с сакральными кодами изнутри, с тем, чтобы весь город стал музеем. И дети, которые там оканчивают школу, уже могли бы проводить экскурсии на его улицах. Город-то сегодня невелик, всего около 36 000 человек населения, но зато какая богатая история. И тогда прекратится отток населения, тогда город станет современным, притягательным и возрожденным центром, оставаясь при этом самим собой. И каждый его житель сможет гордиться тем, что он стоял у истоков нового. 

Автор выражает благодарность за помощь в организации интервью сотруднику Русского дома в Астане Константину Воробьеву. 

Фото предоставлено Русским домом в Астане 

Читайте в свежем номере: