Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
  Никита Басов: «Кокпар — это лучшее из того, что я снял!»
ЛюдиЧеловек дела

Никита Басов: «Кокпар — это лучшее из того, что я снял!»

С 4 по 30 марта в Центральном выставочном зале Алматы будет проходить выставка фотографий Никиты Басова — золотого лауреата Евразийской международной премии «за вклад в сохранение и развитие фотоэстетики в культуре современной Евразии». На его фотографиях — люди разных профессий: известные артисты театра и кино, музыканты, закулисье балета, новобрачные, офисные работники, пастухи и парни, которые играют в кокпар. Фотограф снимал эту древнюю игру по зову сердца.

Никита Басов — алматинец в четвертом поколении. Его предки жили в этих местах с XIX века. «Мы всегда жили в центре города, многие родственники учились в 25-й школе. Мама с папой там учились, мои дядя и тетя окончили эту школу. Мы с братом тоже выпускники 25-й. Там учились и еще учатся мои дети. Директор школы Газиза Аманбай — моя учительница по казахскому».

НП-05-Муленкова-Никита Басов-basnik-0001-D_D_6449 (1).JPG
Никита Басов

Откуда у Никиты Басова эта тяга к творчеству? По линии отца в семье было много медиков, со стороны мамы — бухгалтеров. В молодые годы отец Никиты создавал маски из глины и выжигал рисунки на дереве. Выпускник зооветеринарного института, он пошел работать в милицию, на чем творчество и закончилось. «Я очень хорошо считаю, — смеется он. — Учился в алматинском филиале московской Академии труда и социальных отношений по специальности «бухучет и аудит», но не проработал по профессии ни дня. Надо было зарабатывать, и мама привела меня, студента-первокурсника, в фотосалон. Возился с пленкой, печатал фотографии, а потом один из наших топовых фотографов Соловьев взял меня ассистентом, и я был у него подмастерьем четыре года. Многому научился. Но если бы пошел работать по специальности, уверен, что стал бы хорошим профессионалом, однако фотография победила».

Никита Басов называет себя самым неспортивным человеком в семье, хотя, конечно, лукавит. Он занимался водным поло, на любительском уровне играл в баскетбол и стритбол. Все члены его семьи имеют отношение к спорту, два сына и дочь выбрали водные виды. «Всегда любил спорт. Меня никто не подталкивал к спортивным съемкам, я пришел к этому сам, — говорит он. — Мне нравились возможности, которые дает спорт. Это соревнования, накал страстей, путешествия. Стал пробиваться, и получалось. Один проект, второй, третий. Хотелось чего-то интересного, и я пришел к нашим национальным видам спорта, которым уделяется не так много внимания, как они того заслуживают».

По ступеням мастерства

Мы познакомились с Никитой Басовым в 2007 году на зимних Азиатских играх в Чангчунге (Китай). Помню, как гонялись за кадрами по лыжному стадиону в лютый мороз. Я — с оператором и камерой, он — с фотоаппаратом. Отличились наши лыжницы, и когда девушки вышли на награждение, китайский комментатор смешно произносил их имена, а наша пресса пыталась пробиться к пьедесталу, чтобы запечатлеть важный момент. В такие минуты тебя распирает от гордости за своих, и нашивка «Казахстан» на куртке дает право встать в первый ряд. 

Для молодого Никиты это было профессиональное восхождение. Он накапливал опыт и постепенно перешел в пору расцвета, превратившись в известного мастера фотографии. Для этого надо было не только снимать, иногда припадая к земле или поднимаясь на возвышения, чтобы поймать лучший ракурс, но также посещать музеи и выставки, изучать специальную литературу, умножая свои знания и расширяя границы.

Никита Басов (1).jpg

В спорте очень непросто остановить нужный момент. Известнейший спортивный фоторепортер Юрий Беккер сказал про Басова, что он очень хороший фотограф, и сам Никита — человек спортивный, что важно в этом деле. Если фотограф поднял себя с продавленного от частого лежания дивана и случайно оказался в центре спортивных состязаний, вряд ли ему удастся добыть ценный материал. Здесь не место ленивым. Здесь надо быть в форме. «Спорт снимать тяжело, — отмечает Юрий Беккер. — Передать динамику — это одно, но перед тем, как снимать тот или другой вид, надо о нем узнать, то есть подготовиться. Фотограф не должен мешать ни атлетам, ни судьям. Надо уметь выбирать точки для съемок. Хороший фотокорреспондент у нас — большая редкость».

Мэтр фотографии Валерий Коренчук высоко оценивает мастерство Никиты Басова, но полагает, что он использует слишком короткие выдержки, из-за чего некоторые фигуры выглядят как застывшие скульптуры. «Это рецепт, который прописан во всех программах, а динамика еще больше передается с помощью длинных выдержек, когда человеческое тело и движения спортивных снарядов как бы размазываются. Никита удивительно точно ловит мгновения. Не только навыком, но каким-то чутьем, интуитивно. Он это прекрасно ухватывает. Тут играют роль и оптика, и фотоаппарат, особенно если работать в режиме многократной съемки, а потом выбирать нужные кадры. Зритель видит результат и ходит по выставке, немея от восхищения».

Фотограф должен уметь двигаться и замирать, предвидеть и предвосхищать момент «крещендо». Это дисциплинирует, учит собранности. «Я не ушел из спорта, но с возрастом становишься более жестким и категоричным, — говорит Никита. — Я сотрудничал со многими организациями, но случалось недопонимание, связанное с моей профессиональной деятельностью. Когда спадают розовые очки от фейерверков азиад и олимпиад, ты приходишь к тому, что каждая поездка — это работа, а для того, чтобы выполнить ее хорошо, необходимы некоторые условия. Ты начинаешь обращать на это внимание заказчиков, и, если раньше я был готов на все закрыть глаза, сейчас хочется качества. Я давно работаю с футзальным клубом «Кайрат». На протяжении 12 лет делал выставки и знаю, что для них важно качество, поэтому они относятся ко мне как к профессионалу, а я отдаю им все, что могу и умею».

Помню одну из таких выставок Никиты Басова, где футболисты были сняты не на поле. Они пребывали в прыжке, пространстве, полете, словно в облаках. «Облака» обеспечивали близкие Никиты, в нужный момент распыляя в воздух детскую присыпку. Это уже спорт плюс творчество, и такие тонкости неведомы зрителю. «Я стараюсь делать что-то интересное, и это стремление привело к проекту, для которого я снимал национальные виды спорта. Я люблю рэгби и водное поло. В один ряд с этими видами спорта ставлю кокпар. Даже мой горячо любимый баскетбол не так агрессивен и ниже по накалу. И когда есть возможность делать проекты про наши национальные виды спорта, я делаю это с радостью. Мы должны как можно шире показывать наши виды», — говорит он.

Никита Басов (2) (1).jpg
Чемпионат Казахстана по кокпару

Он уверен, что кокпар — лучшее из того, что он когда-либо делал. Здесь он в первую очередь открыл для себя людей. «Это сельский спорт. Все команды находятся в отдаленных от центра областях. Люди там проще, добрее. Они не избалованы деньгами, более открыты, — говорит Никита. — Через знакомых я вышел на руководство Федерации кокпара. Попросил контакты ответственных лиц, получил добро и поехал на финал чемпионата Казахстана весной прошлого года. У них календарь плавающий. Что-то пошло не так, и они сместили финал. Я приехал в пятницу в надежде за пару дней снять полуфинал и финал, а они в один день провели оба тура. Я подумал — а если бы вас показывали по телевидению, вы могли бы игнорировать сетку вещания? Нет. Работая на трех олимпиадах, я понял, как должны быть организованы соревнования».

Потом Басов приехал в Шымкент, и тут уже ребята, которые занимаются кокпаром в Туркестанской области, взяли над фотографом шефство. «Я для них никто. Руководство не давало никаких распоряжений и никаких команд, а они извиняются, что не встретили в аэропорту. Повезли на шашлык, кормили, катали, создавали условия, сэкономили мне кучу денег, потому что не давали их тратить, и мы расставались как братья», — говорит он.

Парни не понимали, зачем фотограф так много снимает. Ну щелкнул раз-другой, и все дела. Никита объяснил, что готовит выставку. Зачем? Просто это интересно! «Я открыл для себя этих людей с добрыми и чистыми глазами, неизбалованных благами города. Меня поражала их искренность! Дальше поехал в Тараз, прибыл в конюшню в семь утра. В центре, на траве, лежали корпешки. Под ними спали трое пацанят от семи до десяти лет. Наверное, дети помогали взрослым по уходу за лошадьми. Может, стерегли их. Мальчики выбрались из-под одеял, и я решил, что их тоже надо снимать. Они угостили меня куртом и кумысом, и настолько все это было по-доброму! Потрясающие люди. И как про них не рассказывать? Признаться, я возвращался оттуда, как из другого мира!»

По словам Никиты, лошади — это отдельная тема. Для кокпара подходят «спортивные» лошади. Назовем этих сильных животных так, и ему называли их сумасшедшую стоимость. «Был момент, когда я попросил ребят встать во время игры близко друг у другу. Парни очень хотели мне помочь, но лошади в такой ситуации начинают толкаться. Они соперничают, заводятся, чувствуют, что их притесняют, и в такой ситуации ими невозможно управлять. То есть в кокпаре и люди, и лошади — спортсмены».  Игра кочевников соединяет в одно действо скачки и борьбу, а казахи исконно сильны в том и в другом. 

Простые люди — щедрые сердца

К вопросу о гостеприимстве казахов… Однажды ездили в Восточный Казахстан вместе с представителями Федерации керлинга. Якобы в тех местах играли во что-то похожее. Как выяснилось, керлингом, который родился в далекой Шотландии, в ВКО никогда и не пахло. Жители села Новотимофеевка на берегу Бухтармы рассказывали, как в детстве гоняли по льду ледяные шайбы. На ночь наливали на дно ведра воду, а потом катали ледяной брусок самодельными клюшками, стараясь забивать его в лунки, выдолбленные во льду водохранилища.

Но я не об игре, а о людях. О тружениках, которые в многоснежную зимнюю пору занимаются хозяйством. С раннего утра обихаживали скотину, потом приходили в дом, где поселили нашу съемочно-спортивную компанию. Они говорили хозяевам: «Я управилась!» или: «Я управился!». Значит, можно передохнуть. Мужчины приносили пойманную рыбу, женщины несли пироги. Три дня, что мы жили в Новотимофеевке, у нас были и стол, и общение. Я интересовалась, чем люди занимаются в плане творчества, и нас пригласили в местный клуб. Это деревянное строение не отапливалось, но заиграла музыка, и на сцену выплыли женщины разных национальностей в русских сарафанах и валенках! Играть на домбре или аккордеоне — холодно, но хоровод водить — тепло, а когда прикасаешься к такой ценности, как человеческое общение, становится тепло и душе. И помню, как уверенно держались в седлах сельские мальчишки, которые помогали взрослым по хозяйству.  

Галина Муленкова

Фото Никиты Басова

Читайте в свежем номере: