Есть дизайнеры, которые следуют трендам. Есть те, кто их задает. Руфат Исмаил — тот, чьи коллекции превращаются в культурные манифесты, а каждый показ становится рассказом о красоте, идентичности и бесстрашии быть собой. Его путь — словно восточный ковер, сотканный из множества сюжетов: ранняя модельная карьера, сотрудничество с мэтрами высокой моды, блистательные показы от Нью-Йорка до Парижа, узнаваемый стиль и имя, которое знают на самых престижных подиумах мира.
Сегодня он живет в Стамбуле, создает моду, в которой Восток встречается с Западом, а национальные символы обретают новую жизнь. В его нарядах блистают Бейонсе, Дженнифер Лопес, Ариана Гранде, Кристина Агилера, Дуа Липа, Пэрис Хилтон, Lil’ Kim, Ашанти, Джордана Хьюстон, Лорен Хореги, Инес Раух, Самира Эфенди и Inas X. Его образы появляются на красных дорожках «Грэмми», Billboard Music Awards, Met Gala и других престижных событиях. Для азербайджанской певицы Айгюн Кязимовой он создает сценические костюмы, а для Мехрибан Алиевой (первой леди Азербайджана. — Прим. ред) — элегантные и утонченные образы.

Кстати, избранные гости, блогеры и представители fashion-индустрии 8 апреля смогли побывать на закрытом показе бренда AFFFAIR в Алматы в рамках Kazakhstan Fashion Week. Мероприятие, прошедшее в камерной атмосфере, подчеркнуло статусность имени Руфата Исмаила и превратилось в настоящий перформанс, где каждый выход модели был как глава в личной истории дизайнера. Этот вечер стал не просто демонстрацией новой коллекции, но и диалогом с публикой о глубинных смыслах моды, идентичности современного Востока.
— Руфат, расскажите, с чего начался ваш путь в модной индустрии. Что стало вашим первым шагом к созданию собственного бренда?
— Мой путь начался с подиума. В 1998 году я начал карьеру модели в Азербайджане, а в 2007-м получил титул «Лучшая модель Азербайджана». Это был важный момент, но не финал. Скорее, стартовая площадка. Я работал с великими дизайнерами Пако Рабанном, Валентином Юдашкиным, Кахабери и другими. Из-за высокого роста я часто не мог найти на себя одежду, и в этом дискомфорте родилась идея создать свою мужскую линию. Так началась история бренда AFFFAIR. Я получил образование в школе ESMOD (l'Ecole Supérieure des Arts et techniques de la Mode, Высшая школа искусств и технологий моды), а затем основал бренд в Стамбуле. Первые два года занимался исключительно мужской одеждой, потому что это была личная потребность, перешедшая в дело жизни.
— Вы представляете Азербайджан и Турцию на международной модной арене. Что для вас значит быть культурным и модным амбассадором этих стран?
— Это огромная честь и такая же ответственность. Я стараюсь достойно представлять Азербайджан и Турцию на самых престижных подиумах мира. Будь то Париж, Нью-Йорк, Казахстан или любая другая точка на карте. Для меня это не просто мода. Это культурная миссия, которую я несу с уважением и гордостью.

— Какое влияние оказали ваши корни и культурное наследие Азербайджана на вашу эстетическую философию и стиль?
— Мои корни играют огромную роль в формировании моего эстетического восприятия. Азербайджан богат своей историей, орнаментами, насыщенными цветами, музыкой мугам и архитектурой Востока. Все это вдохновляет меня на глубокий и многослойный подход к стилю. Я часто использую элементы традиционного азербайджанского искусства в своих образах или проектах, пусть даже в современных интерпретациях. Это позволяет мне сохранять связь с культурой, даже в контексте глобальных модных тенденций.
— Помните ли вы момент, когда поняли, что мода — это не просто увлечение, а ваше настоящее призвание?
— Да, и этот момент навсегда остался в моей памяти. Это было, когда моя идея обрела форму, стала одеждой и, надетая на человека, вдруг зазвучала. Я понял, что мода — это язык, через который я могу говорить с миром без слов. Это был не просто интерес, а необходимость творить, создавать и влиять на эмоциональное восприятие людей через визуальную эстетику. С того момента я больше не сомневался. Это дело всей моей жизни.

— Что или кто вдохновляет вас сегодня?
— Я понял, что не могу создавать по-настоящему уникальные вещи, если не контролирую материалы. Мне важно знать, откуда ткань, кто ее создал, с каким настроением, какая у этого человека душа. Это не только про качество. Это про энергию изделия. Когда все начинается с уважения к ремеслу, результат говорит сам за себя. Именно поэтому я основал и собственную текстильную компанию. Я должен контролировать каждый этап. Ткань — это не просто материал. Это история.
— Как вы справляетесь с вызовами, которые стоят перед дизайнером в глобальной индустрии, особенно когда работаешь на стыке культур?
— Я не избегаю вызовов. Учусь превращать их в силу. Работая на пересечении Востока и Запада, я стараюсь быть мостом. Иногда это значит отстаивать свою культурную идентичность, а иногда адаптироваться. Главное — оставаться искренним и помнить, зачем ты это начал. Я — перфекционист. Мне важно, чтобы все (от структуры ткани до финального показа) соответствовало моему внутреннему видению. Я не могу отдать это на откуп другим. Только полное погружение позволяет создавать то, чем действительно можно гордиться.

— Какие чувства у вас возникают, когда вы видите, что ваши наряды носят известные люди? Есть ли момент, который особенно запомнился?
— Каждый раз это радость будто впервые. Один из ярких моментов был на церемонии Grammy, когда мое платье попало сразу в два списка как одно из самых красивых и как одно из самых некрасивых. Это было одновременно смешно и показательно. Главное, что равнодушных не осталось.
— Что для вас значит успех — признание на Западе, влияние в восточной моде или, может быть, что-то более личное?
— Для меня успех — это не только признание в мире моды. Главное — когда ты становишься стимулом для других. Когда молодые дизайнеры говорят, что я стал для них примером, это дает настоящую мотивацию продолжать. Успех — это оставить след и открыть путь другим.

— Какие советы вы могли бы дать молодым дизайнерам из Азербайджана и других стран, которые только начинают свой путь в модной индустрии?
— Не бойтесь быть смелыми, не бойтесь ошибок. Учитесь у мастеров, но не теряйте свою аутентичность. Корни — это сила. Стройте свое имя на трудолюбии, страсти и уважении к культуре. Тогда вас точно услышат. Только тогда ваш голос будет услышан.
— Как вы относитесь к моде в Казахстане? Есть ли дизайнеры, чьи работы вам нравятся?
— Казахстан — невероятно талантливая страна с живым чувством вкуса и трепетным отношением к традициям. На Казахстанской неделе моды мне запомнилась коллекция Аиды Кауменовой. Она была вдохновлена образом улитки. Казалось бы, неожиданно, но это было так свежо и концептуально! Вот это настоящая креативность.
Фото Талгата Галимова