Популярному актеру советского, казахстанского и российского кино, режиссеру театра и кино Алексею Шемесу 30 августа исполнилось 60 лет. Накануне юбилея он дал интервью «НП».
— Алексей Станиславович, в кино вы играли рядовых солдат, офицеров всех званий, включая генерала в казахстанском сериале «Полигон». А в реальной жизни бросили военное училище. Трудно ли вам далось это решение?
— На экране я до маршала «дослужился», в фильме «Герой 115» пришлось сыграть самого маршала Чуйкова. А что касается военного училища… Я же вырос в Рязани, где для большей части пацанов Рязанское воздушно-десантное училище — это святое, попасть в него невероятно сложно. В те времена, чтобы у абитуриента документы приняли, нужно было аттестат иметь не ниже 4,5 балла. Поступил со сложностями, но поступил, а со второго курса ушел, раздвоение личности началось, видимо, с ума сошел (смеется), захотелось служить в театре.
— В итоге вы окончили Свердловский театральный институт, работали… Как случилось, что переехали из России в Казахстан?
— В 91-м меня пригласили в Алма-Ату на пробы в историческую картину Геннадия Земеля «Людоед». После проб вызвали на съемки. Фильм о восстании в Карлаге, в нем снимались прекрасные актеры со всего Советского Союза. Пока я в нем снимался, меня позвали поработать в военной драме Тимура Бекмамбетова «Пешаварский вальс».
— И как долго снимался «Пешаварский вальс»? Где была съемочная площадка?
— Во-первых, режиссеров было два — Тимур Бекмамбетов и Геннадий Каюмов. Оба молодые, оба снимали свой первый фильм. А когда режиссер снимает свой первый фильм, он сразу хочет покорить весь мир, не меньше. Кстати, частично получилось (смеется). Наши режиссеры хотели работать по принципу создания американского фильма «Взвод», когда актеров собрали, закинули их в джунгли, и они там жили до съемок. За это время между ними установились определенные жизненные отношения, в соответствии с этими отношениями и вырисовывались роли. Примерно так получилось и у нас. Мы жили в Каскелене, ночевали в гостинице, днем помогали строить декорации под Каскеленом. Еще ездили в военное училище АВОКУ, где бегали, стреляли, дрались. И даже ходили в морг смотреть на трупы. Нас пытались замучить, мы же играли пленных, поднявших восстание, а мы только сильнее и крепче становились, молодые же. Мне тогда 25 лет было. Потом полтора месяца шли съемки. После съемок «Пешаварского вальса» я прилетел в Алма-Ату на озвучку, а когда уже собирался улетать, меня поймал режиссер Калдыбай Абенов и позвал поработать в фильме «Аллажар». Это был 92 год, кажется. Сложный год. Тогда деньги обесценивались с каждым днем, поэтому создателям картины приходилось постоянно искать дополнительные средства, съемки простаивали. Так тянулось около года, я снимался по несколько дней в месяц, при этом мне снимали квартиру и платили суточные. Это было больше, чем зарплата в театре. В общем, жил как король (улыбается). Так я здесь и застрял. Потом на дне рождения хорошей знакомой познакомился со своей будущей женой, актрисой Марианной Покровской. А когда надоело бездельничать (смеется) поступил на службу в Русский драматический театр имени Лермонтова.
— Помнится, нас, казахстанских зрителей, очень обрадовал выход на экран сериала «Перекресток». Вам интересно было сниматься в нем?
— Ну что значит «интересно»? Скажем так, это был незабываемый опыт. Изначально я подписывал договор на 24 серии, а в итоге снялся в 465, если не ошибаюсь. И все это в течение пяти лет. По сравнению с полнометражным кино в сериалах драматургия растянутая, в диалогах много воды. Нужно было научиться так играть, чтобы зритель не заскучал. Но я с благодарностью вспоминаю это время и своих замечательных партнеров по сериалу.
— В связи с сериалом вы получили образование при Би-би-си, вам это помогло в творчестве?
— Операторов, режиссеров, звукачей они действительно обучали новым для нас технологиям. У нас в стране ведь не было опыта производства «мыльных опер». Официально, кстати, это красиво называется многокамерными съемками телесериала. Ну и актеры тоже кое-что почерпнули.
— У вас более 110 киноролей. Есть любимые, особо дорогие для вас роли? Может быть, партнеры, с которыми вы бы хотели вновь встретиться?
— В своих первых фильмах я работал с такими мощными мастерами, как Леонид Куравлев, Галина Польских, Николай Еременко, Алексей Жарков, Валерий Баринов… Вот с такими людьми хотелось бы встретиться. Но «того уж нет, а тот далече». Однако не будем грустить, сейчас тоже есть замечательные актеры и режиссеры, дружбой с которыми можно гордиться. По поводу любимого сериала ответ простой — это «Баллада о бомбере». А любимая роль — в комедии «Умри или вспомни!». По-моему, ничего лучше пока не сыграл.
— Завсегдатаи отечественных кинопремьер ежегодно видят вас в нескольких картинах разных жанров, в том числе в фильмах по реальным событиям. А лично вам какой жанр интересен?
— Был забавный случай. Я снимался в основном в драмах и боевиках, а потом вдруг поработал примерно в 40 сериях «Папиных дочек». Точное количество серий не помню, я сериалы со своим участием не смотрю. После «Папиных дочек» кастинг-директор этого проекта работала на боевике. И мой агент говорит ей: «Что ж ты Шемеса не позвала?». Она удивилась: «Как? Он же комедийный актер». Так что, наверное, я комедийный все же (смеется). Будем считать, что мне интересно все.
— Случалось, что вы отказывались от предложенных ролей?
— Случалось, и не раз. От ролей конченых подонков в первую очередь. Или если сама история меня не устраивает по моим моральным принципам.
— Вы много раз играли негодяев, к примеру, в фильмах «Исәнмесез?!», «Операция «Набат». Что сложнее: войти в образ негодяя или выйти из него? Потом они вам не снятся?
— Для меня это несложно. Вообще, играть отрицательного персонажа легче, чем положительного.
— Мне посчастливилось посмотреть вашу режиссерскую работу — картину «Дед» с Владимиром Толоконниковым в главной роли. Лента, снятая вами по собственному сценарию, имеет призы кинофестивалей. Сам актер увидел ее только в смонтированном виде… Вас по жизни связывала дружба?
— Фильм мы снимали в Киеве. Володю там встретили как суперзвезду, поэтому пришлось поначалу построжиться (смеется), чтобы Володя перестал воспринимать меня просто как друга, а увидел во мне режиссера. Но мы быстро нашли общий язык, и он, конечно, молодец, отработал на все сто. Последний вариант монтажа он видел, а до фестивалей уже, к сожалению, не дожил. Свой приз на «Киношоке» за лучшую мужскую роль он получил уже посмертно. А подружились мы с ним давно, в 92-м. Тогда я пришел в труппу театра, и мы с ним начали репетировать комедию «Семейный портрет с посторонним». С тех пор все и началось. Это была постановка Юрия Коненкина, она шла с огромным успехом. Я знал зрителя, который посмотрел ее семь раз. Также у нас с ним был спектакль «Собор Парижской Богоматери», что-то еще. Был период, когда я уходил из театра, а Володя отмечал 50-летний юбилей. Был его бенефис, играли спектакль «Семейный портрет с посторонним». Так он настоял на том, чтобы пришел и сыграл именно я.
— Вы поставили ряд спектаклей в Шымкенте и Алматы в театре «Жас Сахна». Каких постановок ждать в новом театральном сезоне?
— Расскажи свои планы, и они не сбудутся (смеется). Поэтому ничего не скажу.
— Вы в ЮКО поставили шесть спектаклей, какие из них идут сейчас?
— «Дядя Ваня» и «Мамаша Кураж и ее дети». Последний в марте этого года появился.
— Из социальных сетей я узнала, что с 10 сентября вы с актрисой Марианной Покровской будете вести театральную лабораторию при «Жас Сахна». Что это будут за занятия?
— Мы планируем занятия на восемь месяцев. Посмотрим, как получится. Пока приходят люди, которые хотят записаться на три месяца, ими движет желание научиться разговаривать, чувствовать себя в обществе посвободнее. С группой участников лаборатории будут работать несколько преподавателей. Мне кажется, это будет очень интересно.
— С юбилеем вас, Алексей Станиславович! Здоровья и вдохновения вам, ждем ваших новых ролей! В связи с 60-летним юбилеем не планируется творческий вечер?
— Сегодня мне этого не хочется.