Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Люди театрального труда
ЛюдиЧеловек дела

Люди театрального труда

Всякий труд – привилегия. Но творческий – роскошь

Так когда-то сказала Наталья Ильинична Сац, основательница первого детского театра в Казахстане. В честь Дня труда, который мы отмечаем 29 сентября, мы рассказываем о сотрудниках Театра имени Наталии Сац, которые в отличие от актеров и режиссеров всегда «за кулисами», всегда в тени. Но без них, без их ежедневной работы не состоялся бы ни один спектакль. 

Блалов.jpg

Мастер на все ноги 

В запасниках нашего театра хранятся сотни пар обуви. Значительная часть из них сделана руками нашего мастера по пошиву театральной обуви Юсупа БЛАЛОВА.

Назвать Юсупа Турсуновича профессионалом своего дела, это не сказать вообще ничего. В профессии он с 1985 года! И ровно половина его трудовой жизни прошла в мастерской Театра имени Наталии Сац. 

За 40 лет из рук Юсупа Турсуновича вышли туфли, ботинки и сапоги обычные, обувь специализированная – спортивная и танцевальная, он шил ичиги и плел лапти (которые видел единственный раз в жизни – на картинке, но сплел!), делал туфельки для Золушки и Красной Шапочки, ботфорты для Принцев и башмаки для многочисленных театральных бабушек. Он сшил все!

«Кроме пуант, - уточняет мастер, - но если я один раз подержу в руках, рассмотрю, то сошью и их». 

Весь процесс создания каждой пары обуви – от снятия мерок до последней примерки - Юсуп Турсунович реализует самостоятельно. Он и модельер, и закройщик, и колодочник, и технолог производства – бывает, главный художник ставит задачу сшить определенную модель, а мастер в процессе улучшает ее, чтобы артисту было на сцене удобно и комфортно. Он знает все виды тканей, кожи и прочих материалов, которые использует в производстве. Больше всего любит работать с натуральной кожей – изделия из нее удобны, долговечны и экологичны. 

На вопрос, поменял бы он свою профессию сорок лет назад, Юсуп Турсунович задумался. Но ненадолго…

- Нет, конечно. Бывают такие заказы, что днями и ночами думаешь, как выполнить… Но я всегда нахожу решение. И это доставляет удовлетворение от работы.

ИннаКорелякова (2).jpg

Главное, чтобы костюмчик сидел!

Мастер-костюмер Инна КОРЕЛЯКОВА в театре с 2003 года  – волею случая она пришла в театральную семью и осталась на 20 лет! 

- Профессии костюмера, как и профессии реквизитора, нигде не обучают, на этих должностях зачастую оказываются люди самых неожиданных специальностей, совершенно не связанных с искусством. Главное понимать, что делать и для чего все это. Это понимание приходит во время работы. В моем случае главное - умение обращаться с утюгом, - шутит Инна Олеговна.

На самом деле она лукавит. Сфера ответственности костюмера куда больше, чем отглаженные штанины и воротнички. Перед спектаклем все костюмы нужно разместить за кулисами в нужном месте – там, где актерам будет удобно переодеться, меняют костюмы актеры тоже с ее помощью. А в иных постановках актер может менять образ до пяти раз! Во время спектакля костюмер неотлучно находится за кулисами. При себе - нитки, иголки, ножницы, булавки и масса других мелочей, которые могут срочно понадобиться в любой момент: оторвалась пуговица, разошелся замок или порвались штаны – костюмер решает эти проблемы моментально. 

- Конечно, когда возникает подобная ситуация и ты с ней справляешься, да так, что спектакль не останавливается ни на секунду, чувствуешь удовлетворение от своей работы. Как и тогда, когда спектакль проходит без нештатных ситуаций. 

Порой сложно сдерживать эмоции, когда видишь, во что превратился костюм после спектакля, который ты старательно отутюжил и аккуратно повесил на плечики… Иной раз отдельные элементы костюма приходится искать по всей гримерке. Но мы для того и работаем в театре, чтобы в следующий выход на сцену актер вновь блистал в образе. 

Кенжебаев (2).jpg

Смена миров по мановению руки

Мастер по декорациям Есен КЕНЖИБАЕВ работает в главном детском театре страны уже более десяти лет. 

«Я настолько привык к коллективу, который считаю уже своей семьей, к своей работе, которая, конечно, имеет свою специфику, что другого места работы для себя уже просто не представляю», - говорит наш самый опытный монтировщик. 

Его работу, пожалуй, нельзя назвать творческой – он отвечает за техническое оформление сцены, расположение и установку декораций, а они в наших спектаклях сегодня весьма необычные и технологически непростые. С другой стороны – без творчества никак и в его работе. Она начинается еще на этапе репетиций, когда монтировщик наблюдает за тем, что будет представлено зрителю, обсуждает с режиссером  и актерами расположение декораций – все должно находиться строго на своих местах и обязательно с учетом техники безопасности.

Его присутствие на каждом спектакле обязательно, Есен контролирует весь процесс – с того момента, как занавес поднят и до того, как стихнут последние аплодисменты. И каждую минуту он готов к возможным форс-мажорам, ведь любая техника порой дает сбои. Например, как-то заело поворотный диск сцены, и пришлось вращать его вручную. Но зритель даже не заметил этого!

А еще у Есена – особая миссия. Он практически единственный имеет доступ для работы с пультом занавеса. Это с его легкой руки начинается магия театрального искусства – занавес открывается! И он же завершает волшебное действо, опуская его…

Тарская.jpg

ПОЗДРАВЛЯЕМ!

Этот праздник олицетворяет уважение казахстанцев к труду во имя благосостояния и процветания нашей страны. Он объединяет людей разных поколений и взглядов, всех, кто знает цену настоящему труду, гордится его результатами. Именно трудолюбие и созидание являются основой развития любого общества. 

Этот день посвящен всем настоящим труженикам. Ваша ежедневная работа олицетворяет истинный патриотизм и глубокую привязанность к Родине. В народе говорят: труд украшает человека, а человек - свою эпоху. Настоящий человек труда ответственно подходит к своим обязанностям и вкладывает душу в свое дело. 

С праздником, дорогие казахстанцы и уважаемые коллеги! Желаю, чтобы ваш труд приносил пользу окружающим и доставлял удовольствие вам. Чтобы труд каждого был востребован и оценен по достоинству. 

Татьяна Тарская, актриса Театра имени Наталии Сац, Заслуженная артистка Казахстана, Ветеран труда                    

Читайте в свежем номере: