Название выставки казахстанского художника и дизайнера Балнур Асановой Nomads in Time («Кочевники во времени») выбрано неслучайно. Мы — номады, и наша память сохраняет традиции и чувства, духовные ценности и материальную культуру, навыки и умения, психологию и ментальность Великой Степи. Наши воспоминания кочуют из поколения в поколение, пересекая время и пространство. Независимо от новых циклов эволюции или изменений времени наш путь, основанный на парадигмах предков, остается неизменным: движение вперед, накопление знаний и передача их будущим поколениям.
Выставка Балнур Асановой — это дань уважения нашему прошлому, признательность настоящему и вера в будущее. Об этом говорят произведения, представленные на выставке. Такие как гобелены: объекты искусства, которые изменяют и формируют пространство, придавая ему новое измерение и особую глубину. Картины с богатой цветовой гаммой, геометрическими формами в сочетании с органическими элементами и экспрессионистской манерой письма отражают стремление художника сделать мир ярче. Керамика: вид пластического искусства, который спустя тысячелетия не утратил своей актуальности и сохраняет память предков. И, конечно же, дизайнерские коллекции одежды: известные сложными орнаментальными композициями, оригинальными узорами ручной вышивки и лоскутной аппликацией, которые отражают богатую и самобытную культуру кочевого народа в современной интерпретации.
— Балнур, расскажите, что вдохновило вас на создание выставки Nomads in Time.
— Эта выставка просто созрела с годами, потому что в творчестве я очень давно, окончила художественное училище в 1988м, в 1995-м — институт. С самого начала я работала в академии моды «Сымбат», рисовала. Это как раз был такой период, когда наше государство переходило к независимости. Почему я дала такое название — Nomads in Time? Потому что я с кровью матери впитала нашу культуру, искусство и традиции родного края, традиционную одежду. Моя мама окончила Московский текстильный институт, и там же, в Москве, когда она была еще очень молодой, родилась я, и папа мой учился в этом городе. И там же она в 2526 лет за два года прошла путь от инженера московской фабрики «Трикотажница» до главного инженера. Фактически это заместитель генерального директора. И когда наша казахстанская делегация приехала в Москву, это было первое предприятие, куда они пошли, где увидели мою маму и сказали: «О, а что здесь делает казашка? Нам такие кадры нужны». Так мы и переехали в Казахстан. Моя мама всю жизнь занималась одеждой. Ни для кого не секрет, что она возглавляет академию моды «Сымбат» (С.Ж. Асанова — доктор технических наук, профессор искусствоведения, академик Международной инженерной академии и Национальной инженерной академии Республики Казахстан, Қазақстанның еңбек сіңірген қайраткері. — Прим. ред.), это и повлияло на мой выбор профессии дизайнера одежды.
Однако я сама изначально художник, с детства рисующий ребенок. Мама в пять лет устраивала уже выставки у нас дома. Раньше были популярны «Доски почета», так вот, она принесла такую домой для моих рисунков, а я бесконечно рисовала, день и ночь, поэтому доска обновлялась каждую неделю. Далее я училась в художественной школе, затем — в художественном училище, в Театрально-художественном институте и так далее.
Когда я окончила институт, то осталась одна с тремя детьми, так как я рано вышла замуж. Все это моя жизнь, мой путь, из которого и сложилась выставка. Тогда мама сказала мне: «Конечно, прекрасно, что ты художник, но люди хотят кушать и одеваться каждый день». Так я стала дизайнером одежды, вышла на работу в стены академии моды «Сымбат», и это перевернуло мою судьбу. Я поняла, что художник может быть закрытым человеком, просто рисовать, а если ты дизайнер одежды, то это публичная профессия. Первую пару лет я не могла себя в этом найти, пока однажды мне не пришло в голову, что я могу свои холсты перенести на одежду. И первая моя коллекция, которая была презентована на Неделе моды в Москве в «Гостином дворе», как раз была коллекция художника, который со своих эскизов перенес идеи на одежду. Она имела колоссальный успех у критиков, историков моды и СМИ. И с этого момента началась моя карьера дизайнера.
Пятнадцать лет назад я стала создавать гобелены, которые и сейчас на гребне волны популярности. То, что мы делали в двухтысячных годах, — это этноколлекции. Также хочу упомянуть, что академии моды «Сымбат» в этом году исполнилось 80 лет. Это уже история Казахстана. Когда в девяностых годах мы получили независимость, именно моя мама вывела в свет национальный костюм, именно в стенах нашей академии было воспроизведено более 10 000 видов национальной одежды. Мы восстановили более 15 000 технологий национальной вышивки: все, что было утрачено, утеряно, все было восстановлено, научно обосновано. Вот все это и повлияло на то, чтобы создать выставку. У меня уже достаточно долгий творческий путь, поэтому я созрела и собрала выставку своего творчества.
— Какой из представленных экспонатов является вашим любимым и почему?
— На выставке представлен не только мой труд, еще и труд академии моды «Сымбат». А если говорить о моем творчестве, то это довольно-таки большой период, 30-летний, и он отображен в этой выставке. Сама экспозиция международная. Начало ее в городе Алматы, естественно, а затем эта выставка будет представлена по всему миру. Сейчас это отправная точка. Если говорить об одежде, то в экспозиции будут экспонаты с того времени, когда я работала официальным дизайнером известной американской компании Mast Industries с торговыми марками White and black, Chicco's и Victoria secret. Одежду с маркой Chicco's by Balnur Assanova можно до сих пор встретить во всех представительствах бренда. Они искали рисующего этнического художника по всему миру и именно через Неделю моды в Москве наши меня.
Также будут представлены вещи, которые были созданы для мировых звезд, например, то, что голливудский актер Стивен Сигал выбирал для своей коллекции.
Да, у меня есть одна любимая вещь — это пальто, на нем тамбурная вышивка на черном трикотаже. Это был исключительно творческий подход к этой вещи, и, кстати, это пальто коммерчески успешно на протяжении уже 25 лет точно. Есть и более поздние коллекции, но самое мое любимое — это живопись.
— Ваши работы всегда отражают глубокую связь с казахстанским наследием. Как вы сочетаете традиционные элементы с современными тенденциями?
— На самом деле у меня такого стремления никогда не было. Это, наверное, с генами передается. Это связь с предками, культурой. Хотя у меня никогда не было цели это отразить, но, когда я стала делать коллекции, все критики говорили, что это отражение культурного казахского наследия в одежде. На самом деле я это потом поняла, когда получила такие отзывы. Но мне кажется, что в каждом казахстанце это заложено, есть такой ген. Именно у наших художников очень яркие работы, часто в других странах мы видим серый и суровый реализм, а именно наш регион очень яркий. Работы получаются сочными, потому что мы здесь родились. Это часть нашей культуры.
— Расскажите о процессе создания монументальных гобеленов, представленных на выставке.
— На выставке будет представлено около 22-23 гобеленов, они большие и монументальные. В процессе сначала рисуется эскиз, доводится до логического завершения. Мои гобелены выполнены в технике шпалера, каждый гобелен ткался практически год, потому что в них очень сложное цветовое сочетание. Очень много цветов, которые между собой переплетаются на одном квадратом сантиметре. Поэтому это, конечно, очень длительный процесс.
— Какую роль играет национальная одежда в вашем творчестве? Есть ли у вас любимые элементы казахстанского костюма?
— Если говорить о казахском национальном костюме, то это такой огромный пласт, что об этом можно рассуждать очень долго. Но начнем с того, что рубашечный крой, который моден сейчас во всем мире, — это та одежда, которую носили казахи в XVIII-XIX веках. Или, например, камзолы, которые носились на территории Казахстана в XVIII-XIX веках, носил весь мир. Вся национальная одежда, начиная с кроя, далее — ткани, орнамент наш — это мое любимое. Это также меня вдохновляет. Раньше не было искусственных красителей, цветовая гамма была более натуральной, что тоже прекрасно. Я постоянно просматриваю виды национального костюма, хожу в музеи.
— Как вы видите развитие национального костюма в контексте современного искусства?
— Я думаю, что казахский национальный костюм очень динамично развивается рядом с современными трендами. В девяностых, я помню, когда мы возрождали костюм, в наших стенах полностью восстанавливали очень серьезно и на уровне науки. Когда люди это все видели, было очень много критики. Сейчас мода на него внедрилась по всему Казахстану, и я считаю, что у руля этого стояла моя мама, президент академии моды «Сымбат». Сейчас в тренде этника. И в нулевых, когда я летала в Париж на выставки, везде видела элементы нашего орнамента, тканей наших. Очень многие дизайнеры и до сих пор вдохновляются нашей культурой. Сейчас мир не имеет границ, поэтому мы наши национальные элементы видим везде. В нулевых или даже еще раньше — в 90-х мы были первыми. Ездили, представляли. А сейчас это повсеместно, модно, выходит за границы Казахстана.
— Какие материалы и техники вы предпочитаете использовать в своих работах и почему?
— Если мы говорим о живописи, это холст, масло, о гобеленах — шерстяные нити, если об одежде, то все натуральное. Это сейчас модно, а вот синтетика не в тренде. И по цветовой гамме я сочетаю вроде как несочетаемые вещи. Для меня цветовое, орнаментальное решение, что-то композиционное — это как математическая формула. Пока она не решится, ничего не встанет, не пойдет и не получится. Это моя тайна, чтобы получилось «вау».
— Какие проекты или коллекции были для вас наиболее значимыми в вашей карьере?
— На самом деле каждая коллекция одежды, которую я рисовала и которую мы делали в академии моды «Сымбат», знаковая. И каждая что-то особое приносила в мою карьеру. Когда ты делаешь показ на огромной площадке, куда приходят журналисты со всего мира, после показа выстреливали самые фантастические предложения. Каких только проектов ни было: и фильмы, и для журналов, и мировые. На самом деле их было очень много. Я думаю, что каждый из них давал много обратной связи.
— Какую роль играет цвет в ваших работах и как вы выбираете палитру для своих коллекций?
— Одну из главных ролей! Ни для кого не секрет, что главное во всех моих изделиях, картинах, гобеленах — это цветовое решение. Яркое, насыщенное, холодное с теплым. Эта грань в моем творчестве самая основная. Я благодарю Всевышнего, что он мне дал талант видеть цвета. Это фантастика на самом деле. Я не могу объяснить это чувство, но цвет — это мое все. Это моя визитная карточка. Это мой стиль. Колорит, который я обожаю. Сочетать цвета вкусно, сочно — это моя жизнь, мое творчество.
— Что вы надеетесь донести до зрителей через вашу выставку?
— На самом деле Nomads in Time ("Кочевники во времени") для меня очень знаковое событие. Это на данный момент итог моего творчества. Конечно же, я продолжаю его, но эта выставка о том, каковы сейчас мое творчество, мое видение, как я живу, что именно думаю. Это мое отражение. Одежда сама по себе очень многое несет. Через призму одежды мы видим культурное наследие, то, как мы живем. Моя мама стояла у истоков казахстанской моды. Она — лучший знаток нашего национального костюма, а я, находясь рядом с ней, все это впитывала. У наших коллекций были колоссальные успехи и будут в будущем. Хочется показать нашу культуру, наше наследие, мое наследие как художника. Может быть, кому-то эти слова покажутся громкими, но старт вот такой. Здесь, в Алматы, в Казахстане получает старт этот международный проект. Во время своего передвижения по миру экспозиция будет дополняться. К началу следующего года будет выпущена новая коллекция под этим же названием, которая будет представлена в зарубежных странах. Я уже получила около шести предложений презентации ее на мировых неделях моды, но также она будет представлена в рамках этого большого проекта.
Фото Талгата Галимова