Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Как стать астрофизиком
ЛюдиЧеловек дела

Как стать астрофизиком

Когда профессия выбирает тебя

Нередко выбор специальности является не сознательным решением, а может быть обусловлен текущими обстоятельствами. При этом, когда ты попадаешь в среду, где работа кипит 24 на семь, а процесс затягивает с головой, приходит осознание, что выбранный путь и есть тот самый — единственно верный.

Один из сложнейших вопросов и первый в жизни серьезный выбор вчерашнего школьника – определение будущей профессии. Как найти работу, которая гарантированно будет приносить не только деньги, но и удовольствие?  Вопрос извечный и почти философский. Конечно, всегда есть место моде. Допустим, в начале 2000-х была мода на менеджмент. Все хотели управлять компаниями. Потом в моду вошло банковское дело, и все стремились попасть в экономический вуз. Сегодня тренд на IT-специалистов и продвижение ИИ.

Причины на моду той или иной профессии известны. Они всегда вызваны дефицитом кадров в определенный промежуток времени. Правда, у этой медали есть и обратная сторона. После того как на рынок выплескивается армада соискателей одной профессии, дефицит сменяется перенасыщением. Конечно, кто-то обязательно найдет себе хорошее место, но большинство молодых дипломированных специалистов оказываются не у дел.

Космос (28).jpg

И вот здесь стоит отметить, что наряду с модными всегда есть такие профессии, которые последние два-три десятка лет стоят как бы в стороне от всех трендов. Речь, конечно, о фундаментальной науке. Не припомню, чтобы хоть когда-то все массово стремились стать генетиками или микробиологами. Из не такой уж давней истории мы знаем, что в 50-е и 60-е годы прошлого века в Советском Союзе многие хотели быть физиками-атомщиками, космонавтами, инженерами и т.д. Еще бы — страна первая вышла в космос, строила гидроэлектростанции на сибирских реках, осваивала мирный атом. Но это когда было… 

За рубежом такие тренды наблюдаются и сегодня. Правда, там, чтобы попасть в научную среду и на высокооплачиваемую должность, нужно быть действительно выдающимся и одаренным. У нас же до недавнего времени становиться ученым было «несолидно». В фундаментальные науки всегда уходили только те, кто с детства знал, чем хочет заниматься, кто точно определился с выбором профессии задолго до окончания школы. Именно к такой категории людей можно отнести героиню материала Надежду Вайдман — молодого и перспективного ученого, сотрудника Астрофизического института имени В.Г. Фесенкова (АФИФ).

Космос (24).jpg

Сейчас Надежда занимает должность младшего научного сотрудника АФИФ, при этом параллельно работая в лаборатории анализа данных в астрофизике при КазНУ имени аль-Фараби. Такое оно, новое поколение, способное уже на старте карьеры не просто работать в двух организациях, но и связывать их в единый проект, позволяющий давать на выходе весьма любопытный результат.

Ранее мы уже много раз знакомили читателя с Астрофизическим институтом и тем курсом, по которому АФИФ развивается, делая ставку на молодежь. Напомним, что сегодня в ведомстве института три сильнейшие обсерватории, каждая из которых по-своему уникальна. Одна славится своей историей, другая — кристально чистым небом, третья — уникальными открытиями. Сегодня многие астрофизики мира хотели бы поставить свои оптические системы на площадке Ассы-Тургеньской обсерватории, расположенной на одноименном высокогорном плато. Но это совершенно отдельная тема, которую мы продолжим в следующих публикациях. Сейчас же вернемся к истории, которую можно считать показательной.

Космос (25).jpg

Надежда Вайдман оказалась в своей профессии неслучайно. Еще со школьной скамьи ее притягивало ночное небо. Именно тяга к неизвестному и желание прикоснуться к этому необъятному миру звезд определили будущее теперь уже действующего научного сотрудника. При этом девушка не отрицает, что, делая первые шаги в данном направлении, имело место и разочарование.

«Сразу после школы я без раздумий и колебаний подала документы в КазНУ. Поступила. Увы, первый курс не принес мне тех ощущений, о которых я мечтала с детства. Было определенное чувство неудовлетворенности процессом обучения. То, какой я себе представляла астрономию, и то, как учеба проходила в реальности — две разные картинки», — делится воспоминаниями Надежда.

Основная проблема заключалась в том, что студенты ее потока не взаимодействовали ни с телескопами, ни с какими-то данными. То есть все проходило в рамках теории «по картинкам», что нагнетало тоску. Но девушка не изменила своей мечте и продолжила обучение, а в последующем поступила в магистратуру, где, собственно, и соприкоснулась с реальной работой.

Космос (17).jpg

«Когда я начала писать магистерскую диссертацию, началось взаимодействие с АФИФ, где мне посчастливилось пройти практику. Там кипела настоящая жизнь: ученые «разрезали» планеты, в режиме реального времени перехватывали различные небесные тела, могли «вращать и сталкивать» целые галактики, оборачивать время вспять… Понятно, что речь идет о моделировании, но не простом, а поистине вселенских масштабов. После получения диплома я подала свое резюме в Институт имени В.Г. Фесенкова. Из-за скудности практических навыков я была совсем «зеленой», но все-таки получила одобрение», — с улыбкой на лице вспоминает Надежда.

При этом девушке удалось закрепиться и в КазНУ, что в дальнейшем открыло новые возможности в первую очередь для тех студентов, которые еще находятся в процессе обучения.

«У меня было четкое понимание того, чего мне не хватало, когда я была студенткой, и при этом я видела большой потенциал астрофизического института. Я увидела, что своими инициативами могу усилить связь КазНУ и АФИФ, сделав процесс образования более интересным и качественным. В частности, в этом году мы реализовали очень интересный проект. В зимний период подняли студентов четвертого курса в обсерваторию Ассы-Тургень для практических занятий. Прежде, когда и я еще была студенткой, нас также отправляли в эту обсерваторию, но исключительно для ознакомления, то есть в экскурсионном формате. Сейчас же мы привезли ребят на неделю, где в процессе обучения и практики они сами открывали купол, настраивали телескоп, выбирали объекты, за которыми хотят наблюдать, и т.д. Что еще здесь важно отметить — они самостоятельно «отнаблюдали» объекты, а по возвращении в вуз сами же обработали все данные и получили определенные результаты. В последующем свои дипломные работы они будут писать не с точки зрения голой теории, а опираясь на личный опыт. Это дорогого стоит», — с гордостью делится Вайдман.

Космос (20).jpg

Девушка отмечает, что сегодня меняется не только сам процесс обучения, но и принципы работы в научной среде. Пусть ИИ многим уже набил оскомину, но и в астрофизике он может стать хорошим помощником при условии, что в институте будут люди, которые умеют с ним обращаться. И это в большинстве своем молодежь.

«Только недавно было отмечено, что все наши идеи поддерживаются. Институт дает возможности для развития. Например, сейчас я занимаюсь звездной эволюцией, которая мне безумно нравится. Но даже если по каким-то причинам мне захочется сменить вектор движения, то в АФИФ будет ряд альтернативных задач, где можно реализовать свои навыки. Старшее поколение хорошо поддерживает молодежь. Помимо этого, сегодня наука дает возможность выхода на международную арену. Казахстан знают в астрофизической среде, и на мировой площадке он уже на достаточно высоком уровне. Большую роль играют конференции, которые позволяют собирать у нас ученых, имеющих высокий индекс Хирша в соответствии со своими публикациями в научных рейтинговых журналах. Такие мероприятия позволяют набраться опыта и налаживать контакты, что в дальнейшем выливается в международные проекты и сотрудничество», — подчеркивает Вайдман.

Что, несомненно, радует — сегодня становится все больше абитуриентов, которые приходят именно ради науки, и даже те, кто поступает на кафедру «для корочки», уже в процессе обучения погружаются в профессию с головой. 

«Не скрою, у меня есть студенты, которые изначально пришли просто так, потому что не знали куда поступать, или потому, что порог ЕНТ на физику и астрономию низкий. Сейчас же вследствие взаимодействия с АФИФ и ряда новых инициатив удается добиться трансформации сознания. У студентов меняется видение, формируется четкое представление о профессии и главное — появляется желание не просто доучиться до диплома, а остаться в профессии. У меня есть второкурсники, которые занимаются реальной научной работой, пишут статьи в международные журналы. То есть, еще находясь в процессе обучения, они уже нарабатывают авторитет, который к моменту окончания вуза даст им хорошие возможности», — уверена Надежда.

Космос (22).jpg

В заключение остается добавить, что финансирование научной среды уже давно перешло в такой формат, в котором поддержку получают те, кто стремится двигаться вперед. Здесь, как, собственно, и в любой другой отрасли, многое зависит от самого человека. Когда сотрудник работает и развивается, его замечают, дают ему возможность проявить себя. Если же сидеть сложа руки и ориентироваться исключительно на текущие задачи, то и результат будет нейтральным. Конечно, в научной среде есть еще много белых пятен, которые предстоит закрыть, однако не исключено, что уже в обозримом будущем именно фундаментальные науки станут модными. Здесь главное — сыграть на опережение, чтобы оказаться на волне, а не в потоке выпускников, дипломы которых уже в профиците.

Фото автора 

Читайте в свежем номере: