В Государственном музее искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева проходит выставка изделий из камня. «Бусы. Прикосновение» — камерная тема автора работ Лидии Вайн.
Эту женщину сложно не заметить. Она всегда необычайно стильно одета, но дело не в брендированных марках, а в собственном стиле и изделиях ее авторского исполнения. Подчеркивает ее образ непременно шляпа, чаще — созданная другим известным дизайнером из Алматы Всеволодом Демидовым. Шляп от этого казахстанского кутюрье у нее множество, она знает, как их носить и преподносить. И, конечно, в качестве ярких аксессуаров Лидия всегда использует украшения из камня, которые создает сама.
Магия камней известна человечеству испокон веков, а искать философский камень мир, видимо, так и будет всегда. Но у Лидии своя философия — она знает природу минералов, полудрагоценных и драгоценных камней и сама совершает волшебство, работая с ними. Такое увлечение пришло к ней чуть более десяти лет назад и настолько глубоко поглотило ее жизнь и судьбу, что сегодня она не представляет, как могла ранее не обращать внимание на камни. Их изучению огромное внимание уделяли разные ученые. О них слагали стихи, и, как известно, существуют библейские мотивы. Яшма, к примеру, считается талисманом Святого Петра, и само имя Петр с греческого языка переводится как камень – пέτρος.
Константин Бальмонт писал:
«Символы престолов, временно забытых,
Гиацинт, агат и дымный аметист —
После заблуждений, сердцем пережитых,
К небу возвратится тот, кто сердцем чист,
Легкий мрак престолов, временно забытых!
Радость высших духов, огненный рубин,
Цвета красной крови, цвета страстной жизни,
Между драгоценных камней властелин,
Ты нам обещаешь жизнь в иной отчизне,
Камень высших духов, Огненный рубин!»
Рубин, аметист, сердолик
— каких только камней вы ни встретите в украшениях Лидии Вайн. И дизайнер не скажет, какой камень из всех существующих в мире ее любимый. Она — основательница собственного бренда LATUHA. Воспринимает бусы как искусство.
«Не только нашла свой собственный узнаваемый стиль в неординарных украшениях, но и получила международное признание как автор ювелирных изделий и авторских бус, в том числе выполненных в стилистике этномоды. Дизайн неповторим и опирается на определенный ассоциативный ряд, вызванный откликом на событие, жизненную ситуацию, «неслучайную случайность». Толчком для возникновения замысла произведения могут быть знаки извне, которые приводят к воплощению задуманного. Спонтанность рождения идеи в соединении с тщательной выверенностью ее воплощения приводит к возникновению уникальных художественных образов. Так создается серия «Пикассо», где созвучие голубого и розового цветов имеет прямую отсылку к знаковым периодам творчества выдающегося художника-новатора ХХ века. Изысканное сочетание оттенков, форм, материалов возникает в сложных соединениях камня, дерева, керамики, металла и войлока — вдохновение палитрой и пластикой живописи, ставшей предтечей переворота в искусстве нового времени», — так пишут о ней искусствоведы.
Сама Лидия считает, что бусы для нее — это большая и в то же время маленькая жизнь, каждое мгновение, наполненное энергией благости и радости, поисками вдохновения, интересных решений сложившихся ситуаций, глубокого вздоха и выдоха каждого дня. Нужно вобрать извне и поделиться красотой каждого движения, взгляда, мысли. Воплотить каждый замеченный знак в бусах, помня о предназначении и энергии камня. Рассказать о себе без слов...
Экспозиция уникальна тем, что бусы не ней представлены в женских образах. Куратором выставки выступила Акжаркын Кумарбаева — младший научный сотрудник отдела декоративно-прикладных искусств ГМИ РК имени А. Кастеева. Визуально примерить на себя каменные бусы можно до 30 ноября 2023 года.
Фото предоставлены Лидией Вайн