Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЛюдиЧеловек дела

Биогумус - наше все?

Чтобы создать продовольственную безопасность в стране, не обязательно расширять посевы площадей. Необходимо использование современных агрономических мероприятий, в том числе внесение удобрений. И лучше натуральных. При этом на полках специализированных магазинов страны найти отечественный продукт практически невозможно, хотя казахстанский бизнес этим занимается и ничуть не уступает зарубежным производителям по всем позициям, в том числе ценовым. Почему в век IT-технологий производители этой необходимой для аграриев продукции по старинке используют сарафанное радио и почему производители биогумуса не могут реализовать свою продукцию в торговых сетях?

Чем удобрять будем?

О необходимости повышения плодородия почвы сегодня говорят все - от президента до ученых. Фермеры это поняли давно, тем более что государство поощряет сельхозпроизводителей в данном вопросе, выплачивая субсидии. Другое дело, что вносить в качестве удобрений… Кто-то придерживается традиционных азотных, фосфорных, калийных и прочих препаратов. Часть производителей двумя руками голосует за биогумус, или вермикомпост. Речь идет об органическом веществе, особым образом переработанном в процессе жизнедеятельности дождевых червей. Сторонников его использования становится все больше. Речь, конечно, не идет о сотнях гектаров, засеянных пшеницей, гречкой и прочими зерновыми культурами. Хотя, кто знает... Те, кто продвигает эту идею, ничего не требуют от государства, кроме того, чтобы была возможность конкурировать с другими производителями. Дальше фермеры будут сами выбирать, что покупать.

Чем мы хуже?

Предприниматель из Петропавловска Андрей Стрелец поднял эту тему в соцсетях. Сам он давно в этом бизнесе, и его овощи, выращенные на биогумусе, покупают не только местные жители. Даже из южной столицы приезжают. 

«Я уже достаточно давно произвожу органическое удобрение биогумус. Но в силу дороговизны упаковки пока не могу выйти на прилавки магазинов с мелкой розницей. С недавнего времени государство помогает отечественным производителям с реализацией товара на внутреннем рынке. Можно возместить часть затрат на рекламу, маркетинг, сертификацию и т.д. Перечень товаров есть в приказе Министра индустрии. Биогумуса там нет. Зато есть изделия из торфа (код ТН ВЭД 681520), которого в Казахстане нет. Ну не добывают его здесь и весь привозят из России. Вот я и хочу спросить: какие были приоритеты, когда вы не включили в список ни биогумус, ни почвосмеси и другие готовые компосты и грунты, 90 процентов из которых на полках наших магазинов состоят из импортных товаров большей частью из РФ, которые мы вполне можем поставлять сами? И насколько реально сейчас в небольшие сроки поменять этот список, чтобы он повернулся лицом не только к производителям минеральных удобрений, как то карбамид или сульфат калия (тоже не производят в РК), но и к мелким и скромным труженикам отечественного производства со стопроцентно казахстанским покрытием?» - задался вопросами предприниматель. 

К слову, его поддержали те, кто сам оказался в подобной ситуации. 

Ложка дегтя

В Казахстане есть две меры поддержки местного производителя. Первая существует давно для тех, кто отправляет свой товар на экспорт. Недавно были объявлены меры поддержки казахстанских производителей для реализации их продукции на внутреннем рынке. Финансовая поддержка не столь велика. Она больше ориентирована именно на продвижение товара: маркетинг, рекламу и прочее. Когда министерство составляло этот приказ, туда вошли далеко не все производители. Видимо, ориентировались на крупные и даже «вымершие» отрасли, например, текстильную. К сожалению, производители биогумуса и ряда других удобрений в список не вошли. Наверно какие-то плохо сведущие в этих вопросах чиновники решили, что это не столь важно, и в общий список не включили. При этом все хотят покупать продукцию без ГМО и экологически чистую. На что потратили бы эти деньги производители удобрений? На столь необходимую рекламу или создание собственного сайта для продвижения продукции, ведь для малого бизнеса это существенные деньги.

1696219642_382722874_2403313759871343_2843236721166002659_n.jpg

Сарафанное радио

О том, что реклама - это дорого, в прошлом горный инженер, а ныне павлодарский фермер Марат Муратов знает не понаслышке. В 2011 году он взял кредит в рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2020» 80 миллионов тенге, чтобы наладить производство овощей. В результате на месте свалки разместилось 20 теплиц на полутора гектарах под огурцы и открытые поля под томаты. Высокая цена на импортные удобрения подтолкнула предпринимателя к идее создания своего препарата - биогумуса. По словам руководителя компании, для выращивания урожая необходимы немалые затраты. Так появилась собственная ферма червей, которые активно перерабатывают навоз. Из двух тонн отходов животных выходит тонна биогумуса. В год на ферме могут произвести до 300 тонн биогумуса, который обогащает почву микроэлементами, обновляет ее, увеличивает урожайность, успешно борется с вредителями. К слову, павлодарский продукт опробовали костанайские хлеборобы и теперь используют его на своих полях. Одна из проблем - продвижение товара на местном рынке.

«Например, для дачников мог бы реализовать в мелкой таре. Пытался держать свой магазин. Не оправдались затраты. Нужна сеть. А вот специализированные магазины для моего товара места найти не смогли. На полках только российская продукция. Собственный производитель с небольшими объемами никому не интересен», - говорит производитель.

Пробовал запустить рекламу, потратил 5 миллионов тенге, но делать это на постоянной основе затратно. Остается сарафанное радио.

«К слову, сами фермеры не охотно делятся со своими коллегами информацией, почему у одного морковь лучше, чем у соседа. У них - конкуренция, у меня - информационная глушь», - сетует Марат Муратов. 

Если бы супермаркеты и торговые сети лицом повернулась к казахстанскому бизнесу да выделили место на своих торговых полках мелкой рознице, то в выигрыше остались бы все: как производители, так и потребители. И не только биогумуса, но и овощей, выращенных на нем.

Кстати, пока чиновники игнорируют казахстанского производителя, работает то самое сарафанное радио. Как поделился Андрей Стрелец, его компания отправила 20 тонн биогумуса на рекультивацию по проекту строительства дороги в Костанайской области. 

«Радует, что проектировщики еще на стадии проекта предусмотрели применение именно биогумуса. Побольше бы таких контрактов. Строители и проектировщики, обратите внимание, что вместо минеральных удобрений для озеленения можно применять именно биогумус. Особенно если вы закладываете рекультивацию черноземом. Особенно в Алматы. Все знают, что этот чернозем хищнически разворовывается с предгорий. Дорогие друзья, если вы строите дом, особняк, виллу, пожалуйста, не жалейте денег. Закажите биогумус вместо чернозема. Быть может, вы спасете пару садов в горах. Очень часто вижу «сторис», как знаменитые блогеры показывают свои стройки и машины с черноземом, который они высыпают», - написал фермер.

Читайте в свежем номере: