Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Ая Калиева: "Путь к себе"
ЛюдиЧеловек дела

Ая Калиева: "Путь к себе"

Не просто кино, а призыв к человечности

В честь 30-летия ICF Global и 5-летия ICF Kazakhstan в Алматы показали документальный фильм «Путь к себе» — социальный проект на стыке коучинга, материнства и искусства. Автор идеи и продюсер — Ая Калиева, заслуженный деятель РК, executive-коуч PCC ICF и директор по коммуникациям ICF Kazakhstan.

Фильм рассказывает истории казахстанских матерей, воспитывающих детей с особыми потребностями, и показывает, как коучинг помогает обрести внутреннюю опору. Ая Калиева поделилась, как родился проект, что вдохновляло и какие вызовы пришлось преодолеть. «Путь к себе» — не просто кино, а призыв к человечности.

Айя Калиева (6).jpeg

— Ая Жакеновна, фильм «Путь к себе» стал очень трогательной и сильной историей о женщинах, преодолевающих сложные жизненные обстоятельства. Что лично для вас стало самым важным посланием этого проекта?

— Фильм «Путь к себе» — это история о женщинах, воспитывающих детей с особыми потребностями, для которых каждый день — вызов. Фильм документальный, в нем радость и боль, любовь и стойкость, преодоление и внутренняя сила, все из жизни женщин. Для меня фильм стал своего рода вызовом и позволил посмотреть на жизнь другим взглядом. С одной стороны, он о положении женщины в нашем обществе: ее уязвимости, социальной роли, праве раскрывать свой потенциал и быть услышанной как личность. О семейных ценностях и о внутренней устойчивости, которая позволяет женщине поддерживать семью, детей и при этом не терять себя даже в самые сложные периоды жизни. А еще это разговор о праве быть собой. О зрелой любви, в которой есть место уязвимости, страху, усталости, эмоциям и жизни. Недаром у казахов есть пословица: «Әйел бір қолымен бесік тербетсе, бір қолымен әлемді тербетеді» («Женщина одной рукой качает колыбель, другой удерживает мир»). Эта мудрость проходит сквозь весь фильм. В историях наших героинь — отражение тысяч других матерей, для которых забота и устойчивость стали формой любви и силы. Мы хотели, чтобы люди еще раз вспомнили о том, как важно, чтобы рядом был человек, который в сложные периоды мог поддержать, помочь найти в себе силы сказать жизни да. Даже если пока шепотом.

Айя Калиева (5).jpeg

— Какую роль вы играли в создании фильма — от замысла до реализации? Какие задачи были наиболее сложными, а какие вдохновляющими?

— Идея фильма родилась не сразу. Коллеги из отделения ICF Kazakhstan предложили снять фильм к 30-летию ICF Global и 5-летию нашего отделения. Высветилось очень много важных социальных инициатив. Мы снимали кино о людях в диалоге с собой, семьей, обществом и о коучинге как естественной части культуры партнерских взаимоотношений. Несомненно, фильм стал для меня особым опытом — и как для автора идеи, и как для соавтора сценария, и как для продюсера, но прежде всего как для человека, у которого есть своя гражданская позиция.

Как вы знаете, до этого у меня был опыт работы с документальными фильмами в области культуры и искусства. Но «Путь к себе» стал моей первой лентой в области социального документального кино, затрагивающего сложную тему инклюзии. Над фильмом мы работали большой командой. Режиссером выступил Абылайхан Толеухан (Кыстаубаев), с которым мы сделали много творческих проектов. Оператором стал Еркин Сатенов. Так, в течение восьми месяцев все мы искали форму, смыслы, подачу главных идей фильма. И для меня, и для режиссера, и для всей команды сложно было решить задачу — передать силу личных историй каждой героини, при этом не уйдя сильно в эмоциональную сферу. Не скрою, каждый раз, когда мы слушали историю мам, к горлу подступал комок, сердце сжималось, вся съемочная команда украдкой вытирала слезы.

— Проект получил международное признание, став лауреатом ICF DEIB Awards. Что, на ваш взгляд, отличает казахстанский подход к социальной инклюзии и поддержке особенных семей от мировых практик?

— Проект по поддержке мам, воспитывающих детей с особыми потребностями, в 2024 году получил международную премию ICF DEIB Awards, став одним из лучших проектов в социальной сфере. Вместе мы создали пространство, где женщины — мамы особенных детей — проходили путь восстановления: возвращали себе право на развитие, осмысляли прожитое, укрепляли внутреннюю опору. Для нас было важно, чтобы каждая участница почувствовала поддержку, сохранила веру в себя и смогла вновь увидеть в себе личность — не только мать, но и самостоятельного сильного человека. Мы, коучи, включались в работу на этапе, когда мамы уже прошли кризисную фазу и получили психологическую помощь. Мы сопровождали их на этапе укрепления внутренней опоры и раскрытия себя как личности.

Айя Калиева (8).jpeg

— Музыкальное сопровождение в фильме стало настоящим художественным стержнем. Как вы как композитор оцениваете роль музыки в создании эмоционального нарратива подобных проектов?

— Музыка в фильме «Путь к себе» — выразительный художественный пласт, усиливающий основные смыслы, открывающий новые уровни восприятия.  Особую роль в нашем фильме играет кобыз — он символизирует женскую силу, мудрость и связь с корнями. Его звучание — это эмоциональный стержень фильма, который проводит зрителя через внутренние переживания героинь. В начале фильма звучит аутентичный кыл-кобыз, погружающий в глубинные слои традиции, в середине — электрокобыз, отражающий напряжение и поиск, а в финале мы вновь возвращаемся к настоящему живому звучанию, символизируя возвращение к себе. Этот музыкальный путь — метафора изменений, которые проходят героини. 

Благодарю Ляйлю Тажибаеву — яркую исполнительницу игры на кобызе, автора композиций, звучащих в фильме. Ее музыка стала голосом, который говорит о глубинных чувствах и смыслах, соединяя зрителя с героинями на уровне, выходящем за пределы слов. Именно музыка создает пространство для глубокого эмоционального отклика и присутствия.

Айя Калиева (7).jpeg

— Вы прошли путь от композитора и педагога до руководителя крупнейших творческих учреждений страны. Что из этого пути больше всего сформировало ваше мировоззрение и подход к жизни?

— Люди, сильные мудрые люди, мои родители, учителя, наставники. И, наверное, мое непреодолимое желание развиваться. Мне всегда было важно учиться, быть в курсе новых методик, исследовать все самой, а потом щедро делиться знаниями, вкладываться в развитие других. Недавно я пересмотрела свои дипломы и сертификаты, полученные за последние три года, — более 800 часов обучения. Сегодня я сертифицированный майнд-тренер, коуч и профессиональный ментор. Этот путь открыл для меня новые горизонты, новые сообщества, расширил круг интересов и единомышленников. Для меня оставаться собой — значит быть верной своим ценностям. И каждый шаг, будь то музыка, педагогика или управленческая деятельность, — это способ сохранять связь с тем, во что я верю: в силу добра, свободы, достоинства, самоценности личности и культуры. И в этом я вижу смысл пути. 

— Вы были директором Алматинского музыкального колледжа имени Чайковского, а затем хореографического училища имени Селезнева и театра оперы и балета имени Абая. Какие перемены вам удалось реализовать в этих институтах и чем вы особенно гордитесь?

— Каждое из этих учреждений имеет свою уникальную миссию и историю. Объединяет их высокая планка ответственности. Искусство, образование и культура — не замкнутые системы. Их влияние гораздо шире. Каждый спектакль, концерт, мероприятие неизбежно оставляют след в общественном сознании. И потому любое управленческое решение — это вклад в культурное развитие общества. 

Оглядываясь назад, я выделяю несколько направлений, которые стали для меня ключевыми. Первое — выстраивание живых работающих коммуникаций. Это касалось всех уровней: преподавателей, студентов, артистов, административной команды. Мы стремились к открытости внутри коллектива и вовне. Организовывали гастроли, концерты на ведущих сценах, фестивали, конференции, мастер-классы. Для меня было важно, чтобы культура звучала и со сцены, и в медиапространстве, и в образовательных форматах, и в повседневной жизни.  Второе — осмысление и сохранение традиции. Я считаю, что без корней невозможно движение вперед. Мы системно работали с архивами, музейными фондами, брали интервью у ветеранов, видных общественных и культурных деятелей, писали и выпускали книги, научные статьи, воссоздавали спектакли и исполняли забытые партитуры.  Третье — открытость к новым идеям. Мы активно внедряли современные образовательные форматы, расширяли специализации, искали новые темы и формы постановок. 

В театре особое внимание уделяли детской и юношеской аудитории: создавали абонементы для школьников, проводили лекции перед спектаклями, устраивали экскурсии и встречи, которые делали оперу ближе и понятнее. 

И, наконец, международные связи. Мы выходили на партнерства с зарубежными театрами, учебными заведениями, министерствами культуры, подписывали меморандумы, участвовали в гастролях и обменных программах. Во всех этих проектах я старалась удерживать главное — баланс между традицией и новаторством, глубиной и доступностью, строгостью и диалогом. В этом я вижу суть культурного лидерства.

Айя Калиева (9).jpeg

— ⁠Как член Союза композиторов Казахстана вы многое сделали для развития музыкального образования. Как, на ваш взгляд, сегодня нужно воспитывать молодых музыкантов в мире, полном вызовов и цифровых соблазнов?

— Сегодняшний мир предъявляет к молодым музыкантам иные требования, чем еще несколько десятилетий назад. Это время высокой скорости, информационной перегрузки и бесконечного выбора. Важно не противопоставлять себя этим процессам, а осмысленно в них включаться. Не отбрасывать новое, не идеализировать старое, а искать формы, в которых они могут сосуществовать, усиливая друг друга. Я убеждена, что музыкальное образование должно быть не только передачей системы навыков, традиций, школ, но и пространством формирования ценностей. Фундамент воспитания — в уважении к культуре, ценностям, слушателю, к себе самому. Мы живем в эпоху расширяющихся границ: жанровых, эстетических, технологических. Культурный ландшафт меняется. И в этом потоке у Казахстана есть прочная основа — академическая традиция, национальная музыкальная школа, стремительно развивающиеся направления джазовой и современной авангардной музыки с использованием медиа и искусственного интеллекта. Именно в этом разнообразии — сила.

— Проект «Путь к себе» — про возвращение к глубинным ценностям. А к чему возвращаетесь вы, когда нуждаетесь в вдохновении или восстановлении внутренней силы?

— Я тоже возвращаюсь к себе. К внутренним опорам, к тому, что по-настоящему ценно. Свобода быть собой, верность своим ценностным ориентирам. Это семья, любовь, живое общение, память, культура. Все, что наполняет меня смыслом. Как бы это парадоксально ни прозвучало, иногда я восстанавливаюсь и получаю вдохновение от интересных многослойных проектов, иногда заряжаюсь от энергии сильных и целеустремленных людей, а иногда просто остаюсь наедине с собой, и мне в этом тоже комфортно. Если говорить в целом, меня вдохновляет и восстанавливает все, что помогает мне вспомнить, кто я есть для близких, для мира, для самой себя.

Читайте в свежем номере: