Пятьдесят лет назад, в 1974 году, был снят легендарный фильм Андрея Тарковского «Зеркало». Впервые в СССР создали ленту в совершенно иной стилистике, несвойственной советскому кинематографу. Сорокадвухлетний режиссер уже выпустил в свет свои основные киношедевры «Иваново детство», «Мне двадцать лет», «Андрей Рублев», «Ташкент — город хлебный», «Конец атамана», «Солярис» (в 1972 году признан самым лучшим фильмом современности), «Лютый». Новая картина «Зеркало» вновь привлекла внимание общественности к личности режиссера, чье имя уже было сенсацией
В дневнике о фильме «Зеркало» Тарковский написал, что в этой ленте он впервые решился, используя средства кино, вести разговор о самом для него главном и сокровенном «прямо и непосредственно, безо всяких уловок…» Главным для него оказались темы семьи и веры.
Для Рустема Абдрашева — казахстанского кинорежиссера, сценариста, художника, продюсера, заслуженного деятеля РК творчество мастера стало неким откровением. Хотя окончательное понимание такого явления, как Андрей Тарковский, пришло лишь с годами: «Для моего поколения, которое выросло в Советском Союзе, влияние Андрея Тарковского, культового режиссера своей эпохи, однозначно оказалось очень сильным. На протяжении всей жизни личность этого человека меня «преследует», не отпускает».
По признанию Рустема Абдрашева, к Тарковскому у него весьма личностное отношение: «Возможно, потому, что я тоже сын поэта. Эти параллели значимы для меня. В пандемию я тяжело болел — был на грани жизни и смерти. Силы меня покинули. И восстановиться, воспрять физически и духовно мне помогли стихи моего отца, а также поэзия Арсения Тарковского, которого я слушал «в живом голосе» в интернете. В этот период у меня произошла некая переоценка ценностей. Я вдруг осознал, что стихи слово стоят на порядок выше, чем кинематограф, чем даже музыка. Пришло понимание библейского «В начале было Слово». Поэт — это человек, который обладает глубинным пониманием смысла слова. Он не просто глаголет, а владеет словом. Наверное, это присуще только великим поэтам — говорить, понимать, ощущать через слово и давать какой-то импульс в понимании жизни, вещей, на которые мы подчас не обращаем внимания».
Андрей Тарковский на генетическом уровне попытался переосмыслить поэтическое творчество отца на языке кинематографа. Ровно так же переосмысливал Рустем Абдрашев поэтическое творчество своего отца поэта Жараскана Абдрашева: «Поэт ближе всего к первоисточнику. Есть вторичное, третичное. А первичное — это музыка, поэзия… Если выстраивать некую кастовую систему, то все поэты были пророками. Истинному поэту присуще пророчество. Это размышления, которые вне времени. И они остаются актуальными сколько бы лет ни прошло. Поэтическое произведение — серьезная оценка всего. Если поэт написал «нетленку», как режиссер, который снял «нетленку», то это самое главное определение истинности поэта».
Известный советско-российский режиссер Андрей Кончаловский участвовал в написании сценария фильма «Зеркало» вместе с Андреем Тарковским. Рустем Абдрашев узнал об этом из записей Андрея Кончаловского: «Он прочел совместный с Тарковским сценарий много лет спустя и понял, что это неправильный сценарий, по которому вряд ли можно снимать кино. Настоящее творчество тем и отличается, что оно не всегда бывает правильным. Сегодня зрительское кино делается по определенному клише: все друг у друга просто тупо воруют — из одного фильма цитату берут, из другого — еще одну цитату, и уже из этой компиляции делают коммерческое кино. Все предсказуемо, понятно. С первого кадра уже знаешь, чем фильм закончится».
Действительно, лента «Фейковый Арман» — это новый Рустем Абдрашев, который сплавил в своем произведении опыт его учителей в кинематографе, но вместе с тем не изменил себе, сохранил свой почерк. И все же воистину «В начале было Слово». На этом настаивает Рустем Абдрашев: «Казахи — поэтичный народ, литература — в его генетическом коде. Но есть казахское высказывание, перекликающееся с библейским. Об изначальности слова. У нас оно звучит шутливо: «После казахов вообще слов не осталось». Это со всей очевидностью значит, что словарный запас казахского языка огромнейший. Всем проявлениям природы, явлениям жизни, мельчайшим подробностям есть определения в казахском языке».
Лента «Зеркало» Андрея Тарковского — экранизация истории его семьи, столь похожей на тысячи семей с их подобными драмами и трагедиями. Но снял ее Тарковский так, что это стало личной историей каждого зрителя, вошло в экзистенциальное сознание, генетическую память.
Фото из открытых источников и из личного архива Рустема Абдрашева