В аромат степных трав, красоту Тянь-Шаня, дыхание древнего городища, расположенного в самом сердце мегаполиса, погружают живописные холсты дуэта Пономаренко. Галереей Союза художников «Улар», Фондом MPL Sarl и алматинскими коллекционерами в культурной столице страны представлена выставка «Семейные реликвии из солнечного города».
И город в данном случае — это не солнечный Алматы, а самый южный город страны Чимкент. Именно Чимкент, как его называли долгие годы и в советское время, представляют в своих работах художники Григорий и Олег Пономаренко — отец и сын, многие годы прожившие в этом городе. Выставка живописи дуэта Пономаренко состоялась в рамках проекта галериста Юрия Марковича «Искусство в частных собраниях» и благодаря коллекционерам Доминику и Ларисе Инджуджян.

Как в песне о Чимкенте, написанной Кайратом Сапарбаевым и Еркешем Шакеевым, «Запах травы мне напомнил о детстве далеком», так и в работах Пономаренко передаются шелест листвы тополей, свежесть родниковой реки. На картинах двух профессиональных художников Чимкент изображен не в узнаваемой архитектуре и локациях, а в пейзажах, которые складываются из затаенных природных уголков в махалле, на территории старого города и на фоне древней крепости-поселения. Сегодня этот город выглядит совсем иначе, но тем ценнее работы, написанные художниками ранее — Григорием Пономаренко в 50-е — 60-е годы, Олегом — на два десятка лет позднее.

Григорий Пономаренко (1919-1993) — советский живописец, член Союза художников СССР с 1970 года. Родился в поселке Блява Оренбургской области. Специальное образование получил в Пензенском художественном училище, хотя и не успел окончить его. Он ушел воевать на фронт в годы Великой Отечественной войны. За участие в героических боях был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени и медалями СССР. В 1950 году переехал в Чимкент, выбрав его своей творческой родиной. Здесь он построил дом и мастерскую. Его творчество включало портреты передовиков производства, защитников Отечества, пейзажи оренбургских полей и казахских степей. Картины художника находятся в частных коллекциях и краеведческом музее Медногорска.

Олег Григорьевич Пономаренко родился в 1948 году в Медногорске. Вместе с семьей оказался в Чимкенте. Художник-живописец, педагог, член Союза художников России с 1977 года. Окончил Ташкентское художественное училище, Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина, обучаясь у Евсея Моисеенко. Дипломная работа «Победа» получила высшую оценку. С 1975-го активно участвовал в международных выставках в Европе, Азии и Америке. Известен как мастер жанровых сцен, батальных полотен, портретов и музейных диорам. Работы Олега Григорьевича хранятся в музеях России, Украины, Казахстана, а также в частных коллекциях по всему миру.

В данной экспозиции представлены в основном пейзажи и натюрморты художников. Причем эти жанры оказались историческими не только потому, что отражают дыхание Чимкента и его окрестностей прошлого определенного отрезка времени, но и некоторых узнаваемых в нем предметов. К примеру, «Натюрморт с апельсинами» когда-то, скорее всего, привлекал внимание определенно крупными оранжевыми фруктами, а сегодня мы обращаем внимание в этой картине на почти антикварный артефакт прошлого века — «Спидолу». Это известный некогда транзисторный радиоприемник, выпускавшийся в Риге с начала 60-х годов и ловивший даже волны радио «Свобода».

Такие же метаморфозы происходят с холстом «Воспоминания о Чимкенте», написанном в 1954 году. На нем изображено древнее городище, которое когда-то имело именно такой вид, как на картине — невысокий холм над старым глиняным городом и вокруг почти ничего. Сегодня здесь бушует совсем иной урбанистический пейзаж, а само городище превратилось в туристический объект с законсервированными и частично восстановленными на нем артефактами города, которому, как оказалось при археологических раскопках, более двух тысяч лет. Одним словом, для тех, кто живет сегодня в Шымкенте или бывает в этом городе, такой исторический срез будет особенно любопытен.

Для большего погружения в атмосферу прежнего города между холстами размещены фотографии Чимкента примерно 70-х годов прошлого столетия. Многие здания на них еще узнаваемы.
— Посетители смогут не только насладиться искусством, но и ощутить атмосферу, наполненную историей семьи, почувствовать, как кисть и краски передают память поколений и глубокую связь между прошлым и настоящим, — говорит Юрий Маркович.
Но прежде всего эта выставка дает ощущение комфорта, высокой эстетики и наслаждения настоящим профессиональным искусством. Работы выставки обладают солнечным, весенним настроением, раскрывают палитру Южного Казахстана, его солнечную энергетику, ритм повседневной жизни и величие природы.

Выставка, как говорилось выше, является продолжением проекта галереи «Улар» «Искусство в частных собраниях».
— И в настоящем случае коллекционеры, поделившиеся со зрителем уникальными художественными работами, наводят мосты между странами, Востоком и Западом, — комментирует Юрий Маркович. — Эта экспозиция в скором времени переместится во Францию, в Париж, где 5 апреля 2025 года состоятся мероприятия, посвященные городу Шымкенту.
Фото Талгата Галимова