В Музее имени Кастеева проходит выставка известного живописца, графика и мастера декоративно-прикладного искусства Марата Тажибаева «Связующие нити», приуроченная к его 85-летию. В экспозиции представлено около 50 произведений: карандашные композиции, пастель и гобелены.
Несомненно, самобытный художник, уроженец города Казалинска, что в Кызылординской области, Марат Тажибаев в 1960-м выпустился из Ашхабадского художественного училища. Затем профессиональное образование получил в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени Веры Мухиной и с 1968 года активно принимал участие в выставках. Являясь членом Санкт-Петербургского союза художников, ассоциации «Текстиль-Дизайн» и Международного сообщества мастеров гобелена (ITNET), он оказал значительное влияние на развитие текстильного искусства. Его творения можно найти в музеях России и за рубежом, а также в частных коллекциях.

Персональная экспозиция «Связующие нити», открывшаяся в стенах ГМИ РК имени Кастеева 7 февраля, приурочена к 85-летию художника и, по словам представителей музея, является важнейшим событием, символически возвращающим имя мастера, давно работающего за рубежом, на родную землю. В ее рамках зрители застанут несколько направлений, искусно освоенных Маратом Тажибаевым.
Во-первых, это, конечно, гобелены. Самые ранние из представленных в коллекции образцов художник создал еще в 1980-х. Не скованный рамками этого декоративно-прикладного жанра, художник активно экспериментирует с пластическим языком, исследует ментальные модели и отношения между субъектом и окружающей действительностью. Это особенно ярко прослеживается в его серии «Мысли».
Вынесенная на афишу выставки работа «Сон» отличается контрастными оттенками и сюрреалистическими элементами, как раз и создающими впечатление иллюзорности изображенной сцены. Над ним расположилось творение «ЭгоисТы». Созданное в узнаваемой авторской стилистике с резкой герметичностью и ощущением глубины пространства, оно раскрывает ключевую тему в довольно ироничной манере.
Несмотря на то, сколь многими веками исчисляется техника ткачества гобеленов, этот же современный подход узнаваем и в таких работах художника, как «Беседа» и «Цифровое пространство».
Нежности исполнены женские образы на гобеленах Марата Тажибаева. Воплощенная в теплой природной палитре, композиция «Дама с лилией», несмотря на наготу героини, избегает неуместной объективации и выносит именно ощущение воздушности на первый план. Впечатление усиливают декоративные элементы вроде нитей жемчуга.
На другом не менее чутком полотне, главным актором которого также становится женщина, художник расставляет акценты так, чтобы обратить внимание смотрящего на плавные линии силуэта девушки.
Нашлось также тут место и для композиции «Путешествие по времени», состоящей из 20 миниатюрных гобеленов. Созданные в разные периоды и расположенные в нелинейном порядке, они составляют единую картину, своеобразную загадку с повторяющимися паттернами и подсказками, ведущими к ее расшифровке.
Представлена на выставке и графика 1990-х годов. Это карандашные работы, в которых мастер создает сложные пластические композиции, вдохновляясь пейзажами, архитектурными постройками и, конечно, людьми. Детализированные или же выполненные в более свободной манере, они дают шанс уличить интимность творческого процесса.

И наконец, посетив экспозицию, гости застанут серию пастели «Мосты Санкт-Петербурга», выполненную в 2021-2022 годах. Это созерцательные городские сцены, передающие аутентичную красоту северной столицы России, ее поэтичных набережных и исторических мостов. Во всех этих сюжетах тихо и безмятежно. Марат Тажибаев будто приглашает зрителя на неспешную прогулку по изображенным им локациям, в маленькое странствие по питерским улочкам, лабиринтам времени и самого себя.

Примечательно, что все, кроме одной, работы в этой серии застают город в зимний период, когда его опустевшие улицы укрыты сугробами, в воздухе трещит мороз, а реки дремлют под ледяными корками. Только лишь композиция «Калинкин мост», притягивающая взгляд сочной палитрой, рассказывает историю о Санкт-Петербурге уже оттаявшем. Лазурное небо напитано теплом, реки ловят солнечные лучи, а где-то вдалеке виднеются свежие радостные кроны деревьев.
«Каждая работа художника — это не просто визуальный образ, а погружение в определенный период его жизни, размышления о судьбе, искусстве и связи с родными местами», — отмечают организаторы.
Фото Талгата Галимова