Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Тайны Страны восходящего солнца
КультураИскусство

Тайны Страны восходящего солнца

Выставка современных японских художников в Астане

работа Вако Шуджи

В столичной галерее искусств HAS SANAT открылась выставка современной японской графики «Тайна Фудзиямы». Вернисаж был организован совместно с токийской галереей The Tolman Collection Tokyo, представив творчество 10 современных японских художников.

Среди представленных мастеров графического искусства — знаменитая Токо Синода. Произведения этой японской художницы-авангардиста, разработавшей уникальный стиль, сочетающий каллиграфию и абстрактный экспрессионизм, уже выставлялись в Астане. 

В детстве Синода училась каллиграфии у своего отца, а после войны оставила писательство, чтобы посвятить себя абстрактным картинам тушью. В своих работах она стремилась к выражению, сокращенному до абсолютного минимума. Ей заказывали оформление Императорского дворца и Государственного гостевого дома в Киото, ее работы находятся в коллекциях музеев в Японии и за рубежом. В 60-е годы художница создала серию водно-чернильных абстракций, таких как Time и Gyojin, для которых стали характерными брызги туши и сильная работа кистью. А вот уже с 1970-х годов в работе Синоды появляется разделение картинной плоскости на левую и правую, использование светлых и темных объектов, а также киновари. Киноварь, золотые и серебряные оттенки красок стали характерны для ее картин в 1990-е годы, тогда же они приобрели спокойствие и глубину. Художница пришла к тому, что, убрав все лишнее, смогла подчеркнуть присутствие одной линии и разнообразие выражений, создаваемых лишь тушью и пустым пространством. 

2 - работа Хаманиши Кацунори,.jpg
Работа Хаманиси Кацунори

Хаманиси Кацунори — один из немногочисленных представителей художественного мира Японии, который работает в редчайшей технике меццо-тинто. Гравюры меццо-тинто отличаются особой глубиной и «бархатностью» черного фона, богатством его оттенков. Образуют изображение в этом типе глубокой печати тонкие градации света и тени. Данный способ был изобретен еще в XVII веке, однако до сих пор не является распространенным ввиду сложности и трудоемкости. Может быть, потому работы художника, вызывая восхищение, трудно поддаются описанию. И даже самые лучшие фотографии не могут передать удивительные тональные переходы черного и игру фактурного золота, использование которого стало художественной фишкой мастера. Так же, как и его знаменитое высказывание: «Дизайн отличается от искусства тем, что над дизайном не плачут».

А вот работы японского художника Такахаси Хиромицу выполнены с использованием техники каппадзури, или трафаретной печати, которая в Японии использовалась для окраски кимоно. Этот процесс не менее сложен и трудоемок, чем меццо-тинто, и Хиромицу является одним из немногих художников в мире, работающих так сегодня. Его динамичные красочные гравюры показывают захватывающие моменты в кабуки — классической форме японского театра, которая смешивает драматическое представление с традиционным танцем.

1 - работа Такахаши Хиромицу.jpg
работа Такахаси Хиромицу 

Каждая работа Вако Шуджи, который уже выставлялся в галерее HAS SANAT, — это хрупкое равновесие непревзойденного технического мастерства исполнения и богатого внутреннего содержания. И китайская пословица «Согрей старое, чтобы познать новое» кажется, по мнению искусствоведов, лучшим ключом к пониманию его фантастического художественного мира. Так и композиция тонкого баланса богата символическими значениями, помогающими зрителю погрузиться в культуру Японии. Например, fukusa — специальная ткань из тонкого шелка, предназначенная для упаковки подарков, бережно покрывает ярко-синюю коробку. А ослепительные узоры на шелковой ткани дополнены элегантной роскошью белой орхидеи фуукиран — цветка, покорившего сердца японцев. Когда-то фуукиран могли иметь у себя лишь представители политической элиты, но особую любовь к цветку приписывают самураям. Народ видел в белых орхидеях совершенную красоту, окутанную мистической аурой. Тогда как цуру — бумажный журавлик на вершине позолоченной палочки — будто поддерживает равновесие сложной постановки своей невесомостью. Напомним, что в искусстве японской техники оригами фигурка журавля означает пожелание мира, счастья и долголетия, а также стремление к высокой, почти несбыточной мечте. Поклонники этого мастера считают, что каждая работа Вако тонко раскрывает концепцию творчества художника, которую он сам определяет так: «Традиционная Япония моими современными глазами». 

Добавим, что в экспозиции произведений японских мастеров также представлены работы Тамекане Йошикацу и Масахико Цуботы, Карху Джоела и Киношиты Тайка, Акихиро Мисаки и Ташихиса Фудезука

Читайте в свежем номере: