В Almaty gallery открылась большая выставка «В поисках корней», собравшая работы 20 уйгурских художников из Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана. В экспозиции представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и даже редкие образцы резьбы по тыкве. Авторы обращаются к истории, мифологии и религиозным символам, бережно храня национальные традиции и переосмысливая их через современное художественное видение.
Выставка «В поисках корней» состоялась благодаря ОФ «ОО «Городской этнокультурный центр уйгуров г. Алматы» и собрала в своем пространстве 20 уйгурских мастеров искусства Центральной Азии — лауреатов международных и республиканских конкурсов, а также молодых мастеров.

Алматинская галерея Duniya Art выступила ключевым партнером экспозиции. Она была основана в 2008 году и за 17 лет превратилась в активное творческое пространство, где проходят как персональные выставки известных мастеров, так и проекты молодых художников. Многие из них ранее входили в объединение «Мың Ой», сыгравшее важную роль в становлении казахстанской арт-сцены.
Художники галереи регулярно участвуют в международных биеннале — в частности, ташкентских — и были отмечены рядом наград, включая золотую медаль «За возрождение культурных ценностей народа» (1993) и специальный приз в 1995 году.

Duniya Art продолжает традиции изобразительного искусства и духовной культуры Центральной Азии и представляет широкий спектр техник — от живописи и графики до скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Работы, отобранные для текущей экспозиции, отражают концептуальные поиски авторов галереи и их стремление к диалогу с культурными истоками. Все художники получили профессиональное образование в Казахстане, но объединяет их не школа, а узнаваемая визуальная интонация, обращенная к национальной и тюркской идентичности.

Продолжая заявленную концепцию культурной преемственности, проект представляет широкий спектр техник и жанров: от камерной графики и монументальной живописи до скульптуры и неожиданных объектов, включая изысканную резьбу по тыкве — почти утерянное, но по-прежнему живое ремесленное направление.
У входа в зал зрителя встречает полотно «Сон» Лякима Ибрагимова. На приглушенном, будто сотканном из тончайшего шелка сером фоне мы видим фигуру спящей девушки. Ее поза и выражение лица — воплощение покоя. Вокруг нее — полупрозрачные существа: образы сновидений или духи, охраняющие ее сон.

Как многие произведения на выставке, «Сон» отсылает к визуальным кодам манихейской и буддийской традиций, религиозным системам, которые веками формировали духовную культуру уйгуров до прихода ислама. Здесь характерные прически с ниспадающими локонами, текучие силуэты, плавные жесты рук, округлые женские формы. Все это выписывает визуальный язык, в котором тончайшая пластика сочетается с философской глубиной.
Эстетика условности продолжается в диптихе Лякима Ибрагимова «Девочка из Су-Кока». В рамках этих полотен художник еще дальше уходит от реалистичности, упрощая формы до легких, почти воздушных силуэтов. Композиции строятся на ритме крупных полупрозрачных мазков, тонких, будто наброшенных летящей рукой контуров и почти призрачных фонов, которые лишь обозначают пространство, но не описывают его.

На обеих картинах — юная девушка в национальной уйгурской одежде. Яркое платье, тюбетейка с узором, россыпь тонких черных кос. Все эти детали оказываются яркими колористическими акцентами на фоне почти невесомого пространства. Особенно выразительны гроздья винограда на блюде, которое несет героиня: ягоды переливаются глубокими оттенками – от фиолетового и синего до почти черного. Это образы не столько этнографические, сколько символические: память о земле, культуре, жестах, передающихся сквозь поколения.
Если живопись Лякима Ибрагимова тяготеет к метафоре и символам, то работы Хашимжана Курбанова — это визуальный фольклор, насыщенный деталями и дыханием жизни. Его полотна «Продавец тыквянок», «Старый дом», «Дервиш с сапаем» словно сошли со страниц восточных сказок — с яркой палитрой, тщательно прорисованными формами и любовно выписанными бытовыми деталями.

Несмотря на декоративную стилизацию, эти работы демонстрируют живой интерес к реальности: тут зритель может изучить быт, уклад, архитектуру, национальные костюмы, уличные сцены. Курбанов превращает визуальный язык этнографии в выразительное художественное высказывание. Каждый штрих, будь то складка халата, орнамент на ковре или шероховатость глиняной стены, наполнен вниманием к материальной культуре и уважением к ее носителям.
Творения Назугум Самиевой предстают визуальными эссе о повседневной жизни. В полотне «Инсаф у бабушки» художница запечатлевает теплую, почти интимную сцену: в комнате стоит старый расписной сундук, на нем — аккуратная стопка пестрых, сшитых вручную одеял, а на этом мягком троне восседает девочка с книгой. Все пространство дышит уютом, заботой, временем, в котором каждый предмет — часть узнаваемой семейной истории.

Другая ее работа, «Родной двор», провожает уходящий день. Закат ускользает за кроны деревьев, за крышу соседского дома. Перед нами — забор с перекинутым через него красным ковром. На заборе и внизу на земле белоснежными акцентами расселись птицы. Это сцена, в которой почти ничего не происходит, и именно в этой кажущейся тишине рождается особая теплота. Самиева работает с настроением, ощущением дома, которое не требует пояснений.
Отдельного и очень пристального внимания заслуживает объемная серия работ Хашимжана Курбанова, выполненная в технике резьбы по тыкве и дереву, дополненная тонкой росписью акрилом. Эти произведения оказываются сложными многофигурными сценами, в которых автор строит целые миры: дворики, театры, дома с балконами и этажами, населенные персонажами.

Каждое произведение здесь как фрагмент визуальной энциклопедии, рассказывающей о религии и священных текстах, о музыке и любви, о тюркской мифологии и древней истории, о Великом Шелковом пути и культурных связях, проходящих сквозь столетия.
Детали его работ завораживают: то, как аккуратно прописаны лица, жесты, одежда, архитектура, говорит не только о выдающемся ремесленном мастерстве, но и о подлинной любви к материалу и к теме, которой, без сомнения, горит каждый участник выставки.
А между тем президент галереи современного искусства Duniya Art, искусствовед, кандидат культурологических наук Акимжан Гулиев комментирует: «Кто мы? Художники ищут через искусство ответ на этот вечный риторический вопрос. Главная идея, присутствующая во многих работах художников, — это обращение к истокам культуры Востока как к наследию богатого духовного мира. Каждый художник видит причастность своего народа, сыгравшего немаловажную роль в создании этой высокой культуры, поэтому основной задачей уйгурских художников сегодня является сохранение уникальной древнейшей национальной самобытности».
Фото Талгата Галимова
