Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Спектакль — прививка от равнодушия
КультураТеатр

Спектакль — прививка от равнодушия

Зритель у микрофона в театре русской драмы имени М. Лермонтова

В Национальном русском театре драмы имени Михаила Лермонтова давали спектакль «Театр времен Нерона и Сенеки». После показа постановку обсудили со зрителями.

Пьеса Эдварда Радзинского, премьера которой прошла в Алматы в июне 2023 года, погружает зрителей во времена расцвета Римской империи. Философ Сенека, роль которого исполняет Сергей Уфимцев, прибывает в Рим по приказу императора Нерона. Это актерская работа Артура Казилова, его воспитанника, превратившегося в кровожадного диктатора. Любые его злодеяния, доведение людей до суицида, ложь, может оправдать существующий на тот момент закон. Можно сменить по закону пол, человека превратить в животное, а шлюху признать девственницей. Перед коварством Нерона бессильны и мать, и жены, и влиятельные сенаторы, включая сенатора Флава в исполнении Михаила Токарева. В постановке задействован звездный состав. Все женские образы создала Виктория Павленко. В массовых сценах актеры в костюмах древних римлян читают рэп на политические темы, специально написанный для постановки. Режиссер-постановщик — Сергей Ковальчик из Беларуси.

После спектакля администрация театра организовала обсуждение увиденного и круглый стол «Невыученные уроки римского права» с участием журналистов, юристов и зрителей. Модератором дискуссии выступил журналист, PR-специалист Юрий ДороховРежиссер Николай Беседин, снимавший некогда на ТВ программу «Контрамарка», отметил: «Спектакль очень понравился, отлично подобраны актеры, хорошая сценография, красивые костюмы, театр растет». Одна 18-летняя зрительница призналась, что расплакалась при виде некоторых сцен. 

В ходе обсуждения прозвучало, что Сенека бездействовал, пока его воспитанник творил зло, поэтому он ничем не лучше Нерона. На что заместитель театра Елена Бондарева заметила, что это постановка о том, что в любой ситуации нужно оставаться человеком. По ее мнению, «Театр времен Нерона и Сенеки» заслуживает быть одним из флагманских спектаклей театра среди драм. Это спектакль — прививка от равнодушия. Он пробуждает интерес зрителей к мировой истории, истории права, дает стимул изучать свои права. Юрий Дорохов обратил внимание участников дискуссии на то, что римская цивилизация оставила огромное наследие, которое до сих пор во многом определяет устройство нашего мира. Прежде всего это касается римского права. Студенты юридических вузов начинают свою учебу именно с его изучения. Оно лежит в основе всех правовых систем современного мира. Но и многие проблемы остались неизменными со времен Рима: конфликт права, закона и произвола властей, взаимоотношения искусства и власть имущих, вечное противоречие между свободой и порядком. Право — это инструмент в руках государства. 

Юрист Наталья Шаповалова отметила, что спектакль пробуждает определенные чувства. «Многие пороки мы находим в нашей жизни, — говорит юрист. — Рим создал институты, которые ограничивают друг друга. Есть исполнительная власть. Есть законодательная, судебная власть. Но этот же Рим породил неограниченную власть, которая эти институты сводит к нулю». 

Актер Михаил Токарев подметил, что в начале спектакля на экран проецируется вид современного города, так что, по сути, в жизни общества мало что меняется. На вопрос «НП» о том, что дала ему роль в этом спектакле и в чем ее сложность, он ответил: «Главное для меня — это катарсис, очищение человека от всей этой грязи, безумия, которое творится. И в конце мой персонаж Флав очищается, выходит из всего этого. А сложность в том, что у меня мало слов, но много эмоций. Я сижу в стороне, в клетке, но краем глаза замечаю, что некоторые зрители за мной следят, хотя текст героев идет в центре сцены. Моя задача — пережить то, что творит Нерон, что делает Сенека, то, что во втором акте делает Диаген, исполнитель Игорь Личадеев. Прожить все это и постараться, чтобы зритель сопереживал вместе с Флавом. Пьесу я прочитал давно, знал ее, но постановок других театров не видел. А если я назначен на роль, то никогда не смотрю чужие постановки, так как я есть я. Я иду от своего сердца и души, а актер другого театра сделает это по-своему. Зачем мне это видеть?».

Фото Марины Константиновой

Читайте в свежем номере: