Великая отечественная война вызвала к жизни такое сложное и зачастую трагическое по своим причинам явление, как массовая эвакуация людей. В годы войны в Казахстан эвакуировались промышленные предприятия, заводы и фабрики, научные учреждения и организации высшего образования. Многие представители трудового фронта, ученые, а также творческие люди нашли приют и возможность помогать фронту в гостеприимной семье казахстанцев. ВГИК, а также «Мосфильм» и «Ленфильм», писатели, артисты, музыканты и представители других творческих профессий с большой теплотой и благодарностью вспоминают об этих событиях.
Очень часто, приезжая в Казахстан, известные кинематографисты из России упоминают о Центральной объединенной киностудии (ЦОКС), где в 1941-1944 годах снимались фильмы, поднимавшие боевой дух солдатам на фронтах, придававшие сил труженикам тыла, раненым в госпиталях. В ЦОКС вошли Алма-Атинская киностудия художественных фильмов, только появившаяся в 1941 году, «Мосфильм» и «Ленфильм». Киностудия в годы войны производила 80 процентов всей кинопродукции страны, выпустила 23 полнометражных картины и 10 короткометражек, в их числе «Секретарь райкома», «Она защищает Родину», «Зоя», «Непобедимые», «Жди меня», «Иван Грозный» и другие киношедевры.

Ректор ВГИКа, академик РАО Владимир Сергеевич Малышев, часто приезжавший в Алматы, в своей брошюре «Кинематограф Казахстана и ВГИК» пишет, что в период войны столица Казахстана стала подлинным культурным центром всей огромной страны. «По количеству ярких имен, по концентрации таланта и интеллекта Алма-Ате времен Великой Отечественной войны могли бы позавидовать любые культурные столицы мира, — говорит Малышев. — Эйзенштейн, Пудовкин, братья Васильевы, Пырьев, Дзига Вертов, Ромм, Козинцев, Трауберг, Рошаль, Шуб — великие режиссеры; Жаров, Жаков, Жеймо, Черкасов, Караваева — великие киноактеры. Писатели — Зощенко, Погодин, Михалков, композитор Прокофьев, труппа театра имени Моссовета во главе с Завадским».
ВГИК приступил к работе на новом месте 5 ноября 1941 года, 1 декабря начался новый учебный год. Лекции Сергея Эйзенштейна (в частности, его знаменитый «Вертикальный монтаж») собирали студентов всех факультетов. В свободное от учебы время студенты принимали участие в концертах для раненых и тыловиков, выступали в агитбригадах. В 1942-1943 годах в летние и осенние месяцы студенты, не занятые в кинопроизводстве, работали в колхозах и совхозах. В годы эвакуации ВГИК выпустил 18 режиссеров, 20 операторов, 34 художника и 15 сценаристов.
Алма-атинский период советского кино — время становления национальной кинематографии Казахстана, именно тогда в кинематограф пришла большая плеяда казахстанцев. ЦОКС и ВГИК стали школой профессионального мастерства. Сотрудничая с известными мастерами, росла казахстанская творческая молодежь. Среди них Р. Аранышева, Е. Белоконь, Р. Джангозина, З. Таджединова и многие другие. Была открыта казахская киноактерская школа, руководил которой Григорий Рошаль. В 1943 году в мастерскую Сергея Герасимова сдавали вступительные экзамены Инна Макарова, Клара Лучко, Олеся Иванова, а также вернувшийся с фронта после тяжелого ранения Мажит Бегалин, ставший впоследствии выдающимся кинорежиссером.
У кинорежиссера Григория Рошаля учились Камаси Умурзаков, Амина Умурзакова и режиссер Дарига Тналина, которая поделилась своими воспоминаниями о насыщенной творческой жизни в Алма-Ате в годы войны на презентации своей книги «Черно-белое кино». Дарига Тналина рассказала, что во ВГИК поступила в 1939 году, по окончании первого курса начала сниматься в фильме Марка Донского «Романтики», однако с началом войны съемки прервались. В 1942 году она приехала в Алма-Ату, училась у Григория Рошаля, где подружилась с Гульжахан Галиевой, будущей народной артисткой, создателем ансамбля «Гульдер», казахской эстрадной студии и казахского цирка. «ЦОКС располагалась в бывшем здании оперного театра на улице 8 Марта, сейчас это филармония имени Шамши Калдаякова, цоксовцам была выделена гостиница в Доме Советов на улице Калинина, угол нынешней Панфилова», — пишет Дарига Тналина в своей книге «Черно-белое кино». Тогда она сама жила в пятикомнатной квартире у драматурга Абильды Тажибаева в одном из «косых» домов на Абылай хана, угол Курмангазы. Когда в семье Тажибаевых родился сын Рустем, на той пришли Мухтар Ауэзов, Габит Мусрепов и всемирно известный силач, артист цирка Кажымукан. В дом приходили в гости Шкловский, Паустовский, Эренбург. Одну из комнат в квартире занимали эвакуированные: писательница Войталовская и ее муж, киновед Вайсвальд. К ним захаживали режиссер Кошеверова со своим оператором Шапиро. По его просьбе Дарига Байжумановна сводила его в оперный театр.

По воспоминаниям Тналиной, в Алма-Ате в те годы собрался весь цвет творческой интеллигенции Москвы и Ленинграда. Жизнь кипела. Григорий Рошаль написал пьесу «Ковер Жомарта» и давал ученикам разработать там каждую сцену. В 1945 году Наталья Сац открыла ТЮЗ, и эту пьесу взяли к постановке. Дарига Байжумановна помнила Марецкую на съемках фильма «Она защищает Родину», сдружилась с актером Петром Олейниковым, который в 1943 году снимался с Шакеном Аймановым и Ляйлей Галымжановой в фильме Ефима Арона «Золотой рог». По ее словам, Олейников нигде не оставался неузнанным, все и всюду хотели с ним выпить. Работа на киностудии не прекращалась даже ночью, был открыт дубляжный цех, документалисты ежедневно получали отснятые сюжеты с фронта и монтировали киносборники. Запустили казахские ленты: «Белые розы» снимал Ефим Арон, «Толеген Тохтаров» — Вера Строева. Тналина была ассистентом режиссера у Строевой, готовила костюмы, изучала работу гримеров, помнит, как воссоздавали боевую обстановку под Талды-Курганом.
Ей довелось побывать в гостинице в Доме Советов у Льва Варшавского. Он, как и Троцкий, был выслан в Алма-Ату, но остался здесь навсегда, руководил сценарной студией и много сделал для нашего кино. У Варшавского она впервые встретилась с Сергеем Эйзенштейном и из его уст услышала, как он работает над фильмом. «Оказывается, он сначала свою картину рисует от первого до последнего кадра, — пишет Тналина. — И у него все придумано — с какой точки снимать, какие реквизиты, актеры. С актерами он много работает, сама в этом убедилась, побывав на съемках «Ивана Грозного». Помню, как неожиданно Сергей Михайлович съемки отменил, потому что на Черкасове не тот крест — не настоящий. А для этого гениального режиссера в фильме не было мелочей».

А вот Иван Пырьев, по ее словам, гремел на площадке. Как она узнала позже, так он хотел разогреть актеров, разбудить их. В 1944 году Рошаль с Ароном начали снимать первый вариант фильма «Джамбул», но потом картину закрыли. Тналина признается, что ей очень многое дал ЦОКС, а вот диплом режиссера она получила в 1953 году из рук Александра Довженко.
— ЦОКС был важен для Казахстана тем, что способствовал становлению казахского кино. Это была большая практическая школа для писателей, которые писали сценарии, актеров, режиссеров, операторов, она способствовала появлению других специалистов, — рассказала «НП» президент Асссоциации кинокритиков РК, доктор искусствоведения Гульнара Абикеева. — В 1942 году очень яркий фильм о Казахстане «Тебе, фронт!» снял Дзига Вертов. Это документальная лента, которая так восхваляет Казахстан, землю с огромными природными богатствами, что кажется, без наших нефти, свинца и других ресурсов войну было не выиграть. Картину положили на полку. Первые игровые фильмы, в которых была попытка показать наши традиции, мифы и культуру, — короткометражка «Батыры степей» и фильм «Песни Абая».
В 1944 году ЦОКС была расформирована. По информации В.С. Малышева, основные цеха вместе с оборудованием полностью передали Алма-Атинской киностудии.
В прошлом году режиссер Алексей Герман-младший представил в Алматы военно-историческую драму «Воздух». Он признался, что мечтает принять участие в кинопроекте о ЦОКСе, планировал увидеть местную достопримечательность — «дом-лауреатник», в котором жили классики советского кино во время эвакуации.