В Национальном музее искусств имени Абылхана Кастеева открылась выставка Турбая Муратбека — казахстанского мастера, создающего вышитые иглой полотна, напитанные теплом осязаемые сюжеты. Экспозиция «Цвет ностальгии» оказалась вторым персональным проектом ремесленника в пространстве музея после покорившей алматинцев выставки SÚR-AQ, случившейся в 2022-м.
Турбай Муратбек родился в 1986 году в Алматы. В 2006-м окончил Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства имени Орала Тансыкбаева, а в 2011-м — Казахскую национальную академию искусств имени Темирбека Жургенова. С 2012 по 2016 год проходил стажировку в Университете Гази в Турции. В 2021-м завершил обучение в Казахском национальном университете искусств по специальности «станковая живопись». С 2009 года автор участвует в республиканских и международных выставках, с 2012-го преподает в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства. Является автором нескольких учебных пособий.

В своих работах Муратбек виртуозно сочетает живописные приемы с мастерством вышивки, превращая традиционную технику в выразительное художественное высказывание. Его основным инструментом становится вышивка иглой — техника, в которой он достигает потрясающих точности и выразительности. Цветные нити в его руках словно кисти: через ритм штрихов и полос он передает не только форму и цвет, но и тонкую графическую структуру, тем самым придавая изображениям живописную насыщенность.
Его декоративные панно напоминают гобелены — вышитые, наполненные внутренним ритмом и вниманием к деталям. Эти произведения требуют не только технического мастерства, но и огромного терпения, сосредоточенности и главное — подлинной страсти к столь трудоемкому процессу.

Одна из характерных черт творчества Турбая Муратбека — поэтичное переплетение сюжетной наполненности с традиционным орнаментом. Независимо от выбранной темы в его композициях неизменно присутствуют мотивы народного декоративного искусства, как будто сама ткань истории вплетается в каждое творение. В этом очевиден не только стилистический выбор, но и глубокий жест уважения и любви к культурному наследию.
Центральное место в творчестве Муратбека занимают детские воспоминания — предельно живые светлые образы, наполненные мечтами и ощущением беззаботности. Его новая персональная выставка «Цвет ностальгии», открывшая свои двери 15 апреля, приглашает зрителя затеряться в теплых, нежных и трогательно искренних образах о детстве, родной земле и ее красотах.

В работе «Голос в тени» перед нами мальчик, увлеченно играющий на гитаре. Это не просто жанровая сценка, а символ внутреннего мира художника, его юности, пронизанной мечтаниями. Вторая смысловая линия произведения раскрывается через детали фона: традиционный ковер и лоскутные одеяла, бережно расстеленные за спиной героя, — отголоски народных устоев, сопровождающих воспитание.
В полотне «Размышления» Турбай предлагает застать теплую сцену тихого диалога между пожилым мужчиной и девочкой-подростком. Они сидят друг против друга за столом, окруженные солнечным садом, пока весь мир будто замер. Здесь встречаются две эпохи, два жизненных опыта, неиссякаемая мудрость, хранимая поколение за поколением.

Произведение «Дух степи» воплощает образ силы, свободы и первозданной энергии через фигуру коня, вышитую в контрастных чернильных тонах. В центре композиции — мощный силуэт животного, словно выныривающий из света. Вся остальная поверхность полотна залита струящимися сверху солнечными нитями. Они ложатся почти как дождевой поток, мягко и обволакивающе. Свет играет на черной шерсти коня, скользит по его шелковистой гриве, подчеркивая фактуру и объем с поразительной реалистичностью. Цветовая палитра тут — сплав ночного черного, сливочного и кремового, оттенков сухой травы, земли и солнца. В этих тонах и впрямь слышатся дыхание степи, ее бесконечность и мощь.
Вышивка «Сладкий арбуз» — одна из самых легких по настроению и одновременно тонких по исполнению работ мастера. Здесь он обращается к смешанной технике, создавая фон, напоминающий живописные наброски. Редкие, стремительные, словно широкие мазки кисти, фоновые стежки, через которые даже проглядывают рама и стена. Не незавершенность, а намеренная легкость, подчеркивающая хрупкость момента.

На этом прозрачном, почти невесомом фоне выстроена тщательно проработанная центральная сцена: девочка, стоящая внизу, запечатлена с неожиданной, почти птичьей перспективы. Она наслаждается долькой арбуза, а вокруг нее десятки плодов: крупные, сочные, переливающиеся оттенками от золотисто-зеленого до темного с багровыми всполохами. Палитра — лето в чистом виде: охра, рубиновая мякоть, солнце, зелень. В этом веселом беззаботном сюжете прощупывается глубоко личная эмоциональная привязанность к воспоминаниям, вкусам и ароматам детства.
К слову, в этой же смешанной воздушной технике на выставке представлены и более ранние работы художника. В них ощущается та самая деликатная мягкость, которую Турбай Муратбек вкладывает в эти образы. Это сцены с перелетными птицами, ласточками, вьющими гнезда, наполненными мелодиями цветущими садами, с гипнотической геометрией и неизменными ритмами природы.

Два вытянутых по вертикали полотна из серии «Песня про джайлау» словно открывают окна в саму суть кочевой жизни. Композиции направляют взгляд смотрящего вглубь пейзажа — туда, где бескрайняя, напоенная солнцем степь встречается с кристально прозрачными реками, зелеными холмами и высокой травой. Тонкая и изящная, но плотная и насыщенная вышивка передает мягкие переходы планов и объемов. Краски тут щедрые и живые. Каждое движение иглы художника — не просто отточенная техника, а акт любви к родной земле и ее дыханию.
Представители музея отмечают: «Работы автора характеризуются богатством цветового решения, ясностью структуры, романтичностью сюжетов, душевным спокойствием. В своих творениях он выразительно передает чистоту детского сердца, умиротворение и собственную ностальгию. Через свои произведения, представленные на выставке, Турбай Муратбек стремится донести до зрителей именно эти моменты искренности в человеческих взаимоотношениях и чувствах. Блестящий художник, он нашел свое призвание и доводит свое мастерство до совершенства».

Эта выставка — тонкое, почти музыкальное высказывание о связи человека с природой, семьей, прошлым и самим собой. Турбай Муратбек создает уникальную поэзию в вышивке, где традиция становится не архаикой, а живым развивающимся языком. Актуальность его творений раскрывается в их искренности, в тишине неповторимого момента и нежной проницательности.
Фото Талгата Галимова