Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Сказки на Шелковом пути
КультураИскусство

Сказки на Шелковом пути

Фотопроект Мариам Мохаммади

Фото автора

В столичной галерее LM Kulanshi Art при содействии Посольства Республики Австрия в Казахстане открылась выставка «Когда-то было, а когда-то не было. Штирийские народные сказки шелкового пути».

Этот фотопроект — глубокое исследование универсального языка фольклора. Он объединяет коллекцию народных сказок, рассказанных женщинами-мигрантами из стран, расположенных вдоль древнего Шелкового пути, и проиллюстрированных их фотографиями иранско-австрийской фотохудожницы Мариам Мохаммади.

сказки Прохоров  (4).jpg

Автор проекта подчеркивает, что сказки независимо от того, где они были озвучены, сохраняют уникальный культурный код. Он становится невидимым, но прочным наследием, которое передается через поколения и континенты. Сказки представляют собой живую универсальную сеть художественной литературы, которая всегда преодолевала границы, поколения и социальные слои.

Сама Мариам Мохаммади — идеальный проводник для этого диалога. Она фотохудожница, куратор и искусствовед из Граца (Австрия), родившаяся и выросшая в Тегеране (Иран).  Ее творчество сосредоточено на пересечении изобразительного искусства и культурного диалога. Она исследует, как культурные и религиозные условия влияют на женщин-мигрантов, и как эти эффекты вписываются в их биографии и идентичность.

сказки Прохоров  (5).jpg

В своем выступлении на открытии выставки Мариам Мохаммади раскрыла личную мотивацию проекта, который пропитан социальным активизмом: «Живя в Австрии, я задумалась, как мы можем связать столь разных женщин… Как мы можем услышать их голоса и дать им пространство, чтобы их истории стали доступны другим людям… Я приглашала тех, кто жил рядом, тех, кто был вынужден покинуть свои земли. Эти женщины стали жертвами насилия или сложных обстоятельств в своих семьях или странах, и миграция стала для них единственным выходом».

Для Мохаммади сказка стала тем самым универсальным мостом. Она отмечает, что сказки, услышанные в детстве, формируют культурную идентичность каждого человека. Анализируя сказочные сюжеты из Монголии («Находчивый старик»), Ирана («Симург»), Греции («Моя госпожа Море»), Грузии («Блоха и муравей») и Китая («Лунная фея»), фотохудожница пришла к важному выводу: «Я осознала, что казахская история, к примеру, не ограничивается только Казахстаном, она живет и в других странах. Это не просто одна культура, это мультикультурная идентичность. Сказки принадлежат не одному региону. Это значит, что они не имеют границ, по своей природе мультикультурны».

сказки Прохоров  (2).jpg

Центральная концепция, объединяющая ее проект, отсылает к исторической миссии Шелкового пути. «В древние времена караваны собирались в одной стране и двигались в другую, совершая множество остановок. И что делали погонщики на стоянках, кроме того, что пили чай?  Они садились у огня и рассказывали друг другу истории, сказки. Такой обмен был частью их бизнеса и коммуникаций. Я хочу модернизировать этот концепт. Ведь нам нужно найти решение для таких проблем, как войны, насилие, сексизм и расизм. Через эти сказки мы можем спокойно и безопасно обсуждать сложнейшие политические, социально-культурные вопросы и прийти к единому пониманию», — говорит она.

В своем фотопроекте Мохаммади намеренно уходит от красочного реализма, которым обычно наполнены сказки. «Сказки всегда очень красочные. Там множество персонажей — короли, королевы, принцессы. Я же решила сделать свои фотографии минималистичными, дать возможность зрителю сначала послушать историю, а затем уже смотреть на визуальный образ. В кадре мы используем мало реквизита», — объясняет Мариам.

Художница применяет символический код: цвета одежды, волос и тщательно подобранный аксессуар, которые несут в собе скрытый смысл. Каждая работа сопровождается названием сказки, именем женщины, которая ее рассказала, и QR-кодом, отсылающим к музыкальному сопровождению.

сказки Прохоров  (3).jpg

«Это осознанный выбор фоторежиссера. Вы должны иметь свой сценарий, знать, какую сцену снимать, с кем работать и какой код использовать. Как режиссер фильма вы выстраиваете кадр, учитываете мельчайшие детали, потому что все это будет играть роль. В итоге мы видим всего три основных реквизита и яркий акцент. Например, красный цвет, который сразу привлекает внимание, и, конечно же, тщательно продуманные костюмы и образы», — так описала она свою работу

Проект Мариам Мохаммади — это призыв к глобальной коммуникации, основанной на человечности и общем культурном наследии, которое, как караван на Шелковом пути, всегда находит дорогу к сердцам людей, преодолевая любые барьеры.

Фото автора

Читайте в свежем номере: