Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Размышления под скрип Колеса Фортуны
КультураТеатр

Размышления под скрип Колеса Фортуны

В театре «Астана Балет» — необычная премьера ко Дню столицы

В Астане грядет премьера весьма неоднозначной постановки, которая будет представлена на сцене столичного театра «Астана Балет». Проект носит название Carmina Burana, и в нем, согласно замыслу хореографа-постановщика Мукарам Авахри и балетмейстера Тимура Загидуллина, будут объединены в единое целое хор, оркестр и балетная труппа.

Carmina Burana основана на сборнике песен и поэм XIII века, составленных менестрелями и монахами, освободившимися от монашеской дисциплины. Тогда как непосредственно сам балет представляет собой абстрактный пейзаж движения, оплакивающий и восхваляющий постоянно меняющуюся судьбу человека. Таковой была идея композитора-экспрессиониста Карла Орфа, написавшего к нему музыку и считающегося одним из самых загадочных немецких маэстро XX века. В то же время сборник называют еще «Бойернские песни», и он считается памятником светского искусства XIII века. При этом большая часть стихотворений написана на латыни, которая в то время была языком межнационального общения. Кстати, Carmina на латыни — стихи, песни, а Burana — латинское название баварской местности, где в XIX веке и была найдена сама рукопись.

Любопытно, что о спектакле Carmina Burana заговорили задолго до его премьеры. Дело в том, что эта сценическая кантата Карла Орфа уже больше 70 лет с триумфом шествует по театрам Европы. Произведение сложное, масштабное и нетривиальное, потому и требует от исполнителей много сил.

2.jpg

В столичном театре Мукарам Авахри решила его поставить так, как задумал автор: театральное действо с хореографическими номерами, световыми и изобразительными эффектами, где каждый музыкальный номер имеет свою драматургию. Напомним, что структура произведения основывается на идее вращения Колеса Фортуны. Рисунок этого колеса Карл Орф обнаружил на первой странице оригинального сборника средневековых песнопений, который и вдохновил композитора. Причем на ободе колеса были написаны четыре фразы: «Я правлю. Я правил. Мое правление закончилось. Я буду править». Вот так и получилось, что музыкальная драматургия Carmina Burana — это полный круг колеса судьбы с возвращением к началу. Который говорит о том, что и бедность, и власть — все зыбко и подобно хрупкому льду. А само Колесо Фортуны для каждого запущено уже с рождения, и никто не властен остановить его движение.

Театральные критики с тех пор считают философский и эмоциональный балет одним из самых ошеломляющих музыкальных произведений, которое наполнено невероятной энергетикой. Так что неслучайно в современной культуре он занимает особое место — между академической классикой и массовым искусством. 

В постановке заняты как солисты, так и уже упомянутые хор и балетная труппа. В ней, снова подчеркнем, философские раздумья о жизни, смерти и судьбе сплетаются в причудливый ассоциативный ряд. Музыке помогают сценография, свет и спецэффекты. Важную драматургическую роль выполняет игра света. И пусть Колеса Фортуны на сцене не предвидится, зато есть нечто, что по ходу действия может трансформироваться то в недвусмысленный фонтан удовольствий, а то и в разверзнутую бездну, которая поглощает персонажей в финале. Интересны и костюмы, которые стилизованы под Средневековье, но в то же время очень красивые и запоминающиеся. 

Мукарам Авахри при этом решает мрачную загадку Колеса Фортуны с помощью годового цикла. Меняются времена года, за суровой зимой приходит нежная весна, страстное лето и апофеоз жизненного карнавала — зачарованная осень, которая и в самом деле напускает морок своей ускользающей красотой. Каждая мизансцена — как ожившая миниатюра из сборника средневековых историй. В чем-то поучительных, в чем-то откровенных. Сценически картины меняются стремительно вслед за музыкой. А она-то в кантате Орфа и есть главное волшебное действо. 

Пусть даже балет Carmina Burana — это размышление о человеческой природе, страданиях и терзаниях души, неразрывной связи человека с высшими силами. Но на балетной сцене столкнутся материальное с духовным, созидательное с разрушительным. И все это ради того, чтобы рассказать о вечном движении Колеса Фортуны, о жизни и постоянном возрождении души.

Фото пресс-службы театра «Астана Балет»

Читайте в свежем номере: