Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураИскусство

Пища для размышлений

Выставка натюрмортов-аллегорий проходит в Алматы

Алматинская галерея Oner Corner приглашает на коллективную выставку казахстанских художниц «Большое в маленьком». Она, переосмысляя художественную природу натюрморта в современных реалиях, рассказывает о глубоких, важных, ускользающих смыслах, раскрывающихся через знакомые продукты питания. Так, наблюдая за рутинным, участницы поразмышляли о культуре потребления, счастье, памяти, культурной идентичности, жертвенности и многом другом. 

Экспозиция «Большое в маленьком» представляет итоги арт-резиденции, проходившей в течение двух месяцев при поддержке Tair Art Foundation. В результате голосования команда галереи Art Lane выбрала нескольких участниц: Ассоль Сас, Шефу Надуралиеву, Луизу Джапкаеву, Ярославу Тищенко, Татьяну Туранову и Дарью Мороз. Они в течение двух месяцев работали над коллективным проектом. 

Целью выставки стало запечатление большого в маленьком — эпохи через предметы, что мы наблюдаем в повседневности, в форме натюрморта. Участники уверены, что, если будущее кроется в ностальгии, настоящее способна передать лишь документалистика. 

выставка (1).JPG

Дарья Мороз своей работой «Парадоксы изобилия» призывает задуматься о контрастах в доступности и отношении к продуктам питания среди разных слоев населения. Обычная картошка фри может предстать роскошью для одних людей, являться повседневным перекусом для других или нежеланным вариантом для третьих, выбирающих более «полезные» опции. Между тем едва досягаемые деликатесы, как изображенная на другой половине диптиха черная икра, могут быть забыты и даже выброшены в кругах, где царит избыточное изобилие. 

Ее же линогравюра «Дофаминовый завтрак» изображает тарелку с конфетами, на обертках которых разместились притягательные глазу логотипы известных соцсетей. Что мы делаем сразу после пробуждения? К сожалению, большинство из нас получает долгожданный заряд дофамина, листая ленту и проверяя едва ли важные уведомления. Подобно чрезмерному потреблению сладкого, эта зависимость может иметь негативные последствия. 

Интересна у Мороз и комическая работа «Пирамиды моих потребностей», в рамках которой художница в шутливой манере переосмысляет пирамиду Маслоу. В ее интерпретации иерархическая модель становится бутербродом, состоящим из пирамидок «Сгущенкоу», «Маслоу» и «Хлебоу». Такой вот символ удовлетворения базовых человеческих потребностей. 

выставка (2).JPG

Шефа Надуралиева в процессе арт-резиденции создала произведение «Гадание на бобах» из глины и глазури. Зрителю предстают шесть фасолинок, на двух из которых есть надписи: «живое» — на одной, «мертвое» — на другой. Работа обыгрывает три смысловых слоя. Во-первых, она играет с идеей «мертвой природы», при этом имитируя живое. 

Во-вторых, отсылает к 90-м, когда на оживленных улицах Экибастуза женщины гадали на бобах и предсказывали прохожим будущее. Третий слой — авторский: семена фасоли становятся символом семейной памяти и национальной культуры. Они живы в прошлом поколении, но практически утрачены в связи с культурой в настоящем и мертвы в будущем. 

Фасоль фигурирует и в другой работе художницы «Колыбель». Она более масштабная, более личная. Эта бобовая культура стала для нее образом, который заключал бы детские переживания, ощущение себя в настоящем и взгляд в будущее. Именно фасоль, будучи неотъемлемой частью лезгинской кухни, спасала семью Шефы от голода в 90-х. Для старшего поколения эти заросли, обвившие периметр их дачи, стали своеобразной нитью, которая связывала их, очутившихся в далекой казахской степи, с родиной. 

выставка (3).JPG

Художница размышляет: «Поколение за поколением утрачивается связь с родиной, исчерпывается богатство языка, стирается культурное содержание. Остается формальное, остается форма — блюда национальной кухни, предметы обихода». 

В инсталляции три семени: на двух по бокам — размышления, на третьем — узор с ковра. «Примерно сто дней созревает фасоль. Почти сто дней ткался ковер, фрагмент которого перенесен на центральное семя-эмбрион. Его как обязательную часть приданого ткали восемь родных сестер в 1981-м в селе Таирджал АзССР. Это практически единственный элемент лезгинской материальной культуры, перевезенный в Казахстан и сохранившийся в нашей семье. Теперь этот пестрый шерстяной ковер, висевший лет 30 в комнате, куда меня принесли из роддома, свернут. А я едва ли смогу свободно заговорить на языке моих родителей. Его красота, образность для меня будто обесцвечены», — рассказывает Шефа Надуралиева. 

Диптих «Симфония пустых тарелок» Ярославы Тищенко представляет собой два натюрморта, запечатлевающих упадничество и метафоры бедности. В эпоху изобилия и переизбытка еды, когда рынок пресыщен всевозможными продуктами, особенно абсурдно выглядит то, что существует столь глубокий разрыв в достатке. Пока одни выбрасывают пригодную к употреблению пищу, уязвимые слои вместо буханки хлеба могут позволить себе лишь усилитель вкуса «Магги». 

выставка (4).JPG

«Изобилие» Луизы Джапкаевой родилось в результате наблюдения. Художница комментирует: «В силу того, что ко мне в мастерскую заходят другие художники и ученики, часто они приносят с собой напиток и, уходя, оставляют стаканчик от него. В какой-то момент у меня образовалась целая гора одноразовой посуды, и вместо того, чтобы выбросить ее, я написала натюрморт». К началу резиденции этот сюжет разросся и в пространстве полотна стал символом доступности всевозможных яств в наше время. Закусочные и кофейни на каждом шагу, море сервисов доставки. Удобство и скорость тем не менее оставляют вполне заметный и очень неприятный след. 

А вот Ассоль Сас, представившая для экспозиции работу «Хлеб вино», размышляет о потреблении эмоциональном. Произведение — прямая отсылка к «плоти и крови Христовой». 

Вопреки своей кровожадной природе человек способен на жертву во имя другого. Это может быть мгновенная жертва, совершенная для спасения жизни. Но человек также способен постепенно отдавать себя. Эта жертва скрыта и повседневна как бокал вина или блюдце с кусочком хлеба на большом столе. 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: