Казахстан — страна, вдохновившая множество талантливых художников, и среди них Алексей Бегов, чье искусство неразрывно связано как с восточными степями, так и с европейской художественной традицией. Он много лет жил и работал в Казахстане, преподавал в Казахском педагогическом институте в Алма-Ате на художественно-графическом факультете. Именно здесь он заложил основы своего уникального стиля, который позднее обрел признание на международной арене. Сегодня Париж принимает выставку этого выдающегося мастера, возвращая его искусство в центр мирового внимания.
За годы своей карьеры Алексей Бегов получил множество наград и признаний. В 2006 году он был удостоен золотой медали Французского академического общества в области искусства, науки и литературы, а в 2012 году — ордена Дружбы. Его работы хранятся в крупнейших музеях мира, включая Государственную Третьяковскую галерею, Музей современного искусства в Нью-Джерси, а также в частных коллекциях известных политиков и бизнесменов.
Эта выставка — не просто ретроспектива творчества, но и возможность заново открыть для себя многогранность таланта Бегова, ощутить его глубину и связь времен. Экспозиция открыта для посетителей с 23 января по 23 февраля 2025 года. Это событие объединяет ценителей искусства из разных уголков мира и подчеркивает важность культурного диалога между Казахстаном и Европой.
Бегов происходит из семьи донских казаков, он появился на свет в Украине неподалеку от Киева. Детство провел в степном поселении Северного Казахстана. Оттуда он отправился в Алма-Ату постигать искусство, и ему благоволила судьба. Поступив в педагогический институт на художественно-графическое отделение (на тот момент — Казахский педагогический институт), Бегов успешно окончил учебу и вскоре сам стал преподавать в киргизском Оше, расположенном на горном плато среди хребтов Тянь-Шаня.
Позже, после не самых удачных попыток закрепиться в художественном сообществе Алма-Аты, Алексей принял решение переехать в Москву. Именно там он обрел себя, осознав свой круг творческих тем и пластические формы в искусстве.
С начала 1990-х он активно путешествовал, работал и выставлялся в США, Швейцарии, Италии и Германии. А с 1997 по 2014 год Бегов жил и творил во Франции. В 2004 году он завершил масштабную многолетнюю работу над росписями капеллы Святого Николая в замке Жильвуазен (Château de Gillvoisin) в пригороде Парижа. В этот же период создал значительное количество живописных и графических произведений, а его работы были представлены на различных культурных мероприятиях во Франции и за ее пределами.
Темы его картин рождались из реальной жизни, а также детских воспоминаний. Обыкновенные люди в его творчестве приобретали почти библейский масштаб. В его на первый взгляд простых сюжетах скрывался глубокий вневременной смысл. В целом для Бегова было характерно философское восприятие окружающего мира. Ни в станковых работах на евангельские темы, ни в росписях часовни он не стремился к точному следованию канонам. Его целью было передать состояние прикосновения к чему-то высшему — и это ему удалось.
Алексей был настоящим тружеником. Даже в период болезни, отправляясь в больницу, он купил новые кисти, холст и краски, намереваясь вернуться и продолжить работу. За свою не столь длинную, но насыщенную жизнь он создал множество произведений, участвовал в выставках, расписал храм. Он нашел свой последний приют на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, недалеко от могил Андрея Тарковского и Рудольфа Нуреева.
Творческий путь Алексея Бегова — это история поиска, вдохновения и вечного стремления к совершенству. Казахстан, где начинался его путь, остается неотъемлемой частью его художественного наследия, а Париж, где он провел последние годы своей жизни, сегодня вновь открывает его работы миру. Эта выставка — дань памяти великому художнику и признание его вклада в мировое искусство.
Фотографии Айтан Мурадовой