В столичном театре «Астана Балет» прошли показы двух одноактных балетов Ma Carmen и «Саломея». Обе постановки являются творениями заслуженного деятеля Казахстана хореографа Мукарам Авахри, известной своими смелыми и глубокими интерпретациями классических сюжетов. И не только.
Кармен — имя, ставшее символом неукротимой страсти, жажды свободы и женской независимости. Это не просто героиня знаменитой новеллы или оперы, а архетип, вобравший в себя всю сложность и противоречивость женской природы. Она, как огонь, который невозможно укротить. Как ветер, что не признает границ. В ее образе сплетаются сила и уязвимость, страсть и гордость, желание любить и быть собой, несмотря на осуждение, боль и трагедию.
Однако оригинальная интерпретация известного произведения примечательна тем, что в ней участвует только женский состав труппы. Образ Кармен по замыслу изумительного художественного творца Мукарам Авахри воплощают пять балерин. Каждая — в разного цвета платьях как олицетворение различных ипостасей и эмоций одной, но главной героини, отражающих пять граней ее личности. Тем не менее именно литературный образ Кармен стал отправной точкой для смелого и новаторского рассказа о женском эго. Хореограф задает вопросы и с помощью танца отвечает на них — какая она, современная женщина, как проявляется ее сложная натура? Есть ли у нее свобода выбора или сама ее природа предопределяет трагическую судьбу? Таким образом, спустя несколько веков появления множества интерпретаций, авторских трактовок ее истории, Кармен наконец сама рассказывает о себе. Неслучайно спектакль начинается показом кадров прежних воплощений, в которых героиня бесконечно разнообразна. И в ней, неприкаянной и несчастной, возвышенной и мятежной, все неразрывно и органично просто потому, что она женщина. Ее грани личности сменяют друг друга в каждом фрагменте, словно мозаика настроений как калейдоскоп женской души, в котором порыв и уязвимость, нежность и гнев, смирение и бунт обретают пластическую форму. Вместе они становятся единым голосом, исповедью о внутренней свободе и трагедии одиночества. Неоклассическая хореография, сопряженная с изобразительной эстетикой супрематизма, рождает действие, в котором форма и движение проникают в самые тонкие струны чувств. Спектакль будто бы дерзко заявляет: «женское» со всем его многообразием и глубиной способно звучать в балете самостоятельно, без необходимости опоры на «янское» начало, без мужского взгляда, определяющего рамки. Это смелый жест, художественное высказывание, в котором танец становится манифестом. Неслучайно оттеняющие несколько фигур героиню одеты в мужские костюмы.
Что касается музыкальной палитры спектакля, то она объединяет произведения Жоржа Бизе, Родиона Щедрина и Дэвидсона Джаконелло, создавая насыщенный звуковой фон для хореографического повествования. Сценография и костюмы разработаны Ольгой Шаишмелашвили, световое оформление — Денисом Солнцевым, видео — Вадимом Дуленко и Маратом Сагадиновым.

Второй балет «Саломея» основан на пьесе Оскара Уайльда и сопровождается музыкой современного турецкого композитора Фазила Сая. Она завораживает, подчиняет, оттеняет настроение и эмоции главных героев. Которых, кроме Саломеи, в спектакле еще трое.
Костюмы предельно лаконичны. Визуально подчеркивая характеры исполнителей, невольно выдают их внутренний настрой. Тогда как сам смысл постановки, рассказывающей о человеческих желаниях, пожалуй, можно было бы передать фразой блестящего Оскара Уайльда: «В жизни бывают только две настоящие трагедии. Одна, когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая, когда получаешь». Так что неслучайно его неожиданная и шокирующая трактовка известного библейского сюжета вдохновила балетмейстера Мукарам Авахри на создание художественного концепта данного спектакля. Противостояние, неприятие друг другом главных героев, жажда обладания, бьющие через край эмоции не оставляют равнодушным никого. Зал в итоге рукоплескал стоя, долго не отпуская артистов со сцены. За то, что смогли передать всю напряженность спектакля и неожиданную нежность «как могло бы быть, если бы было в другом месте и с другими». Это о Саломее и о пророке Иоанне. Хореографически же балет решен в стиле графической пластики с элементами ориентализма. В нем использованы разнообразные техники исполнения — танец на пуантах и босиком.
— Постановка исследует природу человеческих желаний и страстей, подчеркивая, что жажда любви может стать мощной силой, не признающей преград. Меня волнует в человеке все — его темная и светлая стороны, которые есть грани единого целого, — подчеркнула создательница спектакля, вызвавшего настоящую бурю оваций у зрителей после просмотра.
Автор благодарит за помощь в работе над материалом сотрудника театра «Астана Балет» Аружан Самарканову.
Фото пресс театра «Астана Балет»