Любовь — самое сильное и прекрасное чувство в мире, которое способно творить чудеса. Она может быть жертвенной, терпкой, сохраняющейся даже после предательства и ничего не требующей взамен. О любви поют, о любви пишут, о любви слагают легенды. А какая она, любовь, в спектаклях театра «Глобус»? Это астанчане и гости столицы узнали, в течение двух дней посетив постановки этого новосибирского театра.
Спектаклем «Олеся» по повести Александра Куприна открылись гастроли новосибирского театра «Глобус» в Казахстане. Играя его на сцене столичного русского драмтеатра имени Горького, артисты показали необычную и самобытную историю, рассказывающую и показывающую, на что способна любовь, столкнувшаяся с силами природы, колдовства и человеческого непонимания.
Олеся выросла в диких и прекрасных лесах среднерусской полосы. Она дитя природы, свободная, искренняя, чистая. Жители глухой деревушки сделали ее изгнанницей, нарекли колдуньей, отгородившись от полесской красавицы стеной предрассудков. Придет время, и Олеся встретит настоящую любовь — скучающего вдали от Петербурга и его соблазнов Ивана Тимофеевича. Внезапно вспыхнувшее чувство столкнется с силами природных стихий, колдовских чар и человеческой ненависти. Приведет ли это к трагедии или можно противостоять воле судьбы? Эту тайну открывает спектакль, где слово и пластика неразрывно связаны между собой…
За два с лишним часа на сцене проносится богатая палитра чувств. Тягучая тоска. Звенящее счастье. Пронизывающее отчаяние. Истинная страсть, существующая выше стереотипов, приличий и стандартов. И тревога, которую не только чувствуешь и видишь, но и буквально слышишь в каждом вдохе и выдохе. Тревогой полны гипнотизирующие танцы, серые костюмы, загадочный персонаж в красном и такие же красные бусы Олеси. А косы-канаты, превращающиеся то в деревья, то в стены, то в виселицу, внушают не просто тревогу, а какой-то первобытный ужас. Поистине столь эмоциональных спектаклей, как отзываются о нем зрители, сегодня, к сожалению, не так много, как хотелось бы.
В то же время эта история, проникнутая колдовской магией, самобытной природой и чувственной красотой, повествует о силе человеческой любви, способной преодолеть невозможное.
И если «Олеся» — это драма о настоящей любви, свободе, человеческих слабостях и предрассудках, то «Шинель» по Гоголю — повесть о жизни и смерти петербургского чиновника. Пронзительная история «маленького человека», полная мистики, драматизма, а в какие-то моменты даже комедии. История о человеческой мечте — такой простой, но такой недосягаемой, когда в жизнь главного героя неожиданно врывается красивая и теплая Шинель.
Акакий Акакиевич Башмачкин каждый день приходит на работу в департамент. Будни незаметного чиновника серы, город неприветлив, а сослуживцы равнодушны. Однажды в его жизни появляется она — Шинель. Красивая, добротная и уютная. Только ее тепло в состоянии согреть большую душу «маленького человека». Но всему приходит конец. Казалось бы, перед нами обычная история одиночества героя, не сумевшего смириться с потерей. Но спектакль ломает правила игры и выходит в жанр анекдота. Трагедия переплетается с комедией, а реальность — с мистикой…
Только в «Глобусе» шинель может превратиться в прекрасную девушку, а грустная повесть — в яркий и динамичный спектакль. Постановка проходит в ритме петербургской метели, где стремительность действия не отпускает до последней сцены. Перед зрителями разворачивается история одиночества Акакия Башмачкина, не сумевшего смириться со своей потерей и несправедливостью общества.
Остается добавить, что после показов в Астане новосибирский театр отправился в рамках обменных гастролей в Кокшетау.
Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус»