В Aspan Gallery проходит групповая выставка художников из Центральной Азии «Қанат біткен жер». Она переосмысливает ландшафт как пространство памяти, утраты и обновления. В экспозиции представлены живопись, видео, коллаж и перформанс, в которых природа становится частью художественного высказывания. Авторы-участники Бахыт Бубиканова, Асхат Ахмедьяров, Молдакул Нарымбетов, Рустам Хальфин, Саодат Исмаилова, Сауле Сулейменова и Улан Джапаров.
Aspan Gallery представляет коллективную выставку «Қанат біткен жер» («Там, где растут крылья»), фокус которой смещен на исследование ландшафта как пространства памяти, идентичности и надежды.
Художники из Центральной Азии переосмысляют жанр пейзажа, превращая природу в точку соприкосновения с личными историями, культурными кодами и коллективным опытом. Ландшафт в их работах не просто изображение внешнего мира, а поле внутреннего диалога, место утраты и обретения себя.

Стоит отметить, что для нескольких поколений авторов поездки в степь становились не только пленэром, но и способом выйти за пределы идеологических рамок, найти собственный художественный язык и выразить сопротивление через обращение к природе.
Уже в 1960-70-е годы художники, писатели и исследователи Центральной Азии начали организовывать полевые экспедиции, превращая их в акт культурного самоутверждения. Интерес к археологии, вдохновленный трудами археолога и историка Алана Медоева, сформировал новый взгляд на природный ландшафт как на живой архив, хранящий следы истории.
Степь открывалась не только источником эстетического вдохновения, но и пространством исторической памяти. Этот опыт стал основой для художественных практик следующих поколений, для которых выезд за пределы города становился способом вернуть в искусство личное, мифологическое и культурное измерение.

В постсоветские десятилетия степь продолжала притягивать как пространство утопии, мистического поиска и личного освобождения, оказываясь антиподом городской повседневности с ее социальными и экономическими травмами.
В экспозиции, встретившей первых зрителей 28 августа, собраны работы художников разных возрастов и периодов, объединенные стремлением к переживанию ландшафта как живого организма. Авторы по-разному взаимодействуют с природой — от наблюдения и фиксации до создания поэтических и концептуальных высказываний.
Бахыт Бубиканова (1985-2023) — одна из ключевых фигур современного казахстанского искусства. Работая с живописью, коллажем, видео и перформансом, она выстраивала собственный художественный язык, в котором ироничная игра соседствовала с тонкой философской рефлексией.
Серия живописных работ «Қанат» (в переводе с казахского — «крыло», а в переносном смысле также — «мечта», «свобода») стала центральной точкой новой выставки и дала ей название. В этих работах Бубиканова обращается к образу кереге, решетчатой деревянной конструкции, из которой складываются стены юрты. Для художницы это не столько граница, сколько символ соединения: она формирует внутреннее пространство дома, но при этом дает взгляд и наружу, впуская в юрту свет, воздух, ландшафт. Эта тонкая структура становится метафорой единства человека и природы, культуры и среды, традиции и личного опыта.

Молдакул Нарымбетов (1956-2008) — один из основателей казахстанского авангарда, фигура, чье творчество неразрывно связано с пейзажем как с философским и духовным пространством. Он был одним из участников арт-группы «Қызыл трактор», чьи перформативные практики обращались к шаманским традициям и часто разворачивались под открытым небом.
В диптихе «Тақыр» Нарымбетов обращается к образу растрескавшейся, высохшей земли. Эта поверхность, будто кожа земли, становится тут метафорой опустошения, хрупкости, но вместе с тем и зарождения, восстановления.
Между тем Сауле Сулейменова (родилась в 1970-м) в своей практике исследует механизмы коллективной памяти и ее материальное воплощение. Она работает с пластиковыми пакетами, превращая этот повседневный техногенный материал в художественную ткань, насыщенную культурными и историческими отголосками. В ее творениях отход становится не просто средой, но носителем памяти, частью ландшафта, в котором пересекаются природа и последствия человеческой деятельности.

В работе «Степной романтизм» ландшафт сведен к предельному: горизонт, линия деревьев, структура снега. Это сдержанная, почти монохромная композиция, наполненная тишиной, памятью, ощущением застывшего момента. В «Жаңа өмір» («Новая жизнь») напротив — степь преображается: расцветают маки, воздух становится светлее, а краски насыщеннее. Это пейзаж-пробуждение, в котором чувствуются дыхание весны, движение, предчувствие обновления.
Саодат Исмаилова (родилась в 1981-м) — художница и режиссер из Узбекистана, чье творчество исследует мифы, устные предания и коллективную память Центральной Азии. В ее видеоинсталляциях и фильмах прошлое и настоящее переплетаются, образуя единый поэтичный нарратив, в котором природа становится полноправным участником истории.
«Арсланбоб» — трехканальное видео, посвященное одноименному ореховому лесу в Кыргызстане, названному в честь местного мистика. Это место окружено легендами, однако считают, что на закате выделения углекислого газа и природного токсина юглона вызывают у человека легкие видения, галлюцинации, мистический эффект присутствия.

В видео Исмаиловой лес превращается в живую сцену для древнего сюжета — легендарной встречи Александра Македонского с Арсланбобом. Смертельно израненное войско находит исцеление под кронами деревьев, окутанных чудесной, исцеляющей силой.
Улан Джапаров (родился в 1960-м) в видео «Звездопад» фиксирует перформанс, созданный в рамках резиденции Lazy Art. Участники, стоя на берегу Иссык-Куля, по очереди обвязывают друг другу руки веревками и тянут к озеру, где человек падает, будто свергается, уходит под воду.
Сам же автор рассказывает: «Ставшее уже архетипическим действие — кадры свержения молодежью с постаментов памятников правителям и диктаторам — сподвигло на этот перформанс. По совпадению, в том 2016-м не стало многолетнего правителя Узбекистана Ислама Каримова, а в ноябре ушел из жизни и Фидель Кастро. В художественной среде — так же, каждое новое поколение расчищает себе дорогу, вырываясь из-под влияния забронзовевших авторитетов».
Фото Талгата Галимова