Древнейшая каллиграфия и тончайшая акварельная живопись, деревянная скульптура, так похожая на тщательно отшлифованный камень, и свитки с традиционными китайскими пожеланиями. Это художественный музей в Гуанчжоу, что на юге Китая, который был основан почти 70 лет назад. В то время как история самого города насчитывает более 2000 лет.
Роскошное здание музея, которое со стороны напоминает распустившийся цветок баобаба (к слову, один из символов Гуанчжоу), раскинулось на берегу Жемчужной реки.
Его «лепестки» собраны из 21 тысячи стеклянных панелей, похожих на рыбью чешую, которые работают как солнечные батареи. А еще они вырабатывают более 200 тысяч киловатт электроэнергии в год. То есть электричеством музей обеспечивает себя сам, освещая пространство и внутри, и снаружи. Считается, что это здание стало первым в мире культурным учреждением, применившим столь новаторский подход к внедрению элементов зеленой экономики.

Знакомство с этим музеем нужно начинать непременно утром, потому что потом, к обеду или даже уже к полудню, его наводняют толпы туристов. Впрочем, оно и немудрено — художественный музей крупнейшего города юга Китая славится не только гармонией с природой, но и знаменитыми художественными коллекциями. Под выставки здесь отдано более двух десятков залов, которые занимают почти 19 тысяч квадратных метров. Да и атриум с куполом, высота которого 45 метров, впечатляет огромным пространством и звучащим фортепьяно, на которое сверху льется рассеянный свет. Музыкальный инструмент постоянно окружен благодарными слушателями.
Жителей и гостей Гуанчжоу ждет постоянная экспозиция кантонской школы живописи и иммерсивный «космический» зал, дающий полное ощущение погружения в окружающую Вселенную. Но и это не все.

В общей сложности в одном из самых больших музеев Китая собрано почти 30 тысяч экспонатов — традиционная китайская живопись, акварель, редкие образцы каллиграфии, гравюры и скульптура, масляные картины. Из всего этого многообразия почти 120 экспонатов представляют высшую категорию ценности и более 1800 — первую категорию. Что уж говорить о культурном наследии, представляющем ценность мирового уровня.
В музее внедряют современные технологии, которые помогают не только систематизировать экспонаты, но и обеспечивать правильный режим хранения, привлекать посетителей с помощью инновационных методов подачи художественного материала. Также здесь во множестве создают копии артефактов, которые любой желающий может приобрести в одном из сувенирных пространств.

А посмотреть тут есть на что.
Во-первых, это уже упомянутая китайская каллиграфия. Во-вторых, около 200 шедевров из коллекции так называемого общества резчиков печати «Силин», которые также включают в себя шедевры каллиграфии, но более всего живописи, резьбы по кости, искусства надписей на бронзе и камне, а также коллекцию печатей.
— Кисть и тушь долговечны, надписи остаются вечными. Наследие китайской культуры и искусства не стоит на месте, а устремляется вперед, подобно приливу Жемчужной реки, сохраняя свою целостность и применяя инновации, объединяя передачу знаний из поколения в поколение и технологическое развитие. Мы надеемся, что выставки дарят нашим посетителям праздник каллиграфии, живописи и эпиграфики, позволяя им участвовать в диалоге с историей, наслаждаться классикой и постигать непреходящую красоту китайской цивилизации, — поделилась с «НП» одна из сотрудниц художественного музея в Гуанчжоу.

Традиционная китайская живопись, в основном, конечно же, пейзажная и та, что рассказывает о жизни животных, представлена в выставочном пространстве работами известного китайского мастера каллиграфии и живописи Лай Шаоци. Экспозиция посвящена четырем ключевым этапам его живописных рассказов о природе, прослеживая эволюцию художественного стиля мастера. Арт-критики полагают, что данный вернисаж так же показывает и отражает моменты, когда современные художники все-таки остаются верными традиционным корням, пусть даже и впитывая зарубежное художественное влияние. Например, выставленные тут же несколько работ под девизом «Все в порядке», принадлежащие кисти восьми художников семьи Фан.
Целая коллекция написанных вручную традиционных китайских свитков, украшающих стены музейного атриума, не только являет собой красоту исполнения, но и представляет ценность историческую.

Дело в том, что древнекитайская живопись на свитках ведет свое начало с конца IV века н. э., когда она использовалась для обучения буддийским принципам и урокам нравственности. Ее дальнейшее развитие привело к появлению уникальной техники рассматривания большого свитка справа налево. Что практически сравнимо с прочтением главы какого-либо литературного произведения. При этом сам свиток мог быть написан тушью, растительными и минеральными красками, акварелью на пеньковой или хлопчатобумажной ткани, шелке или специальной бумаге из бамбукового или конопляного волокна, но чаще — на рисовой бумаге…
Автор благодарит за организацию посещения художественного музея в Гуанчжоу Посольство КНР в Казахстане.
Фото автора.