На днях в Национальной библиотеке РК состоялась премьера документального фильма «Кыз-Жибек: Рецепт Любви и Успеха» актрисы театра и кино, заслуженной артистки Казахстана Меруерт Утекешевой, выступившей генеральным продюсером картины.
Фильм создан при поддержке Министерства культуры и информации, Центра поддержки национального кино. Его создатели попытались ответить на вопрос, почему за 50 лет в истории казахского кинематографа так и не случилось ни одной картины, которая поднялась бы вровень с картиной Султана-Ахмета Ходжикова «Кыз-Жибек», ставшей киножемчужиной национальной культуры.
В основу сценария Габита Мусрепова лег эпос. Режиссером документального фильма выступила Алма Утекешева, младшая сестра Меруерт Каратаевны. Сценарий написала киновед Инна Смаилова. В фильме есть и игровые моменты — тележурналиста, пытающегося разгадать загадку успеха картины и беседующего с кинематографистами, сыграл популярный киноактер Асылхан Толепов, а в эпизодах реконструкции событий был создан образ писателя, журналиста, киноведа Камала Смаилова, возглавлявшего киностудию «Казахфильм» с 1965 по 1971 год. Благодаря его усилиям картина состоялась. На утверждение сценария он ездил в Москву в Госкино СССР.
Документальная лента рассказывает о любви к кино, о подвиге команды создателей фильма, о тех, кто боролся вопреки всем обстоятельствам, отдав картине часть своего сердца. К слову, за время съемок Султан-Ахмет Ходжиков перенес два инфаркта.
В своем приветственном слове к публике мэтр казахского, советского театра и кино Асанали Ашимов, сыгравший Бекежана в фильме «Кыз-Жибек», выразил сожаления, что из большого актерского ансамбля этой картины спустя 54 года с Меруерт Утекешевой они остались вдвоем. Актер напомнил, что фильм включен в Золотой фонд кино, куплен многими странами.
Он вспоминает, что эту работу ему с коллегами довелось представлять во многих государствах, особо упомянул премьеру в Париже. «Кино — это искусство, и оно должно быть чистым, а всякой грязи хватает в реальной жизни», — говорит Асанали Ашимович.
С экрана актер рассказал, что на роль Кыз-Жибек рассмотрели около 500 претенденток. А его соперниками на пробах были кинозвезды Каукен Кенжетатаев, Идрис Ногайбаев, Нурмухан Жантурин, Ануар Молдабеков. Он готовился, пошел на кинопробы, подобрав подходящий костюм в театре, и Бекежана увидели именно в нем.
— Это киношедевр режиссера Султана-Ахмета Ходжикова, как сказал Асанали ага, — отметила Меруерт Утекешева. — В фильме снимались великие артисты, которых, к сожалению, с нами нет, но они оставили большой след в искусстве. Оператором был Асзат Ашрапов, рядом с ним был Михаил Васильев. В то время снимать было сложно — были огромные, тяжелые камеры, непросто работалось с освещением, но они справились великолепно.
— Документальный фильм снимался к 50-летию картины «Кыз-Жибек», которая в 70-е годы объединила все лучшие умы казахской культуры, — говорит автор сценария Инна Смаилова. — Это уникальное произведение светит нам сквозь года и связывает разные поколения.
Режиссер Алма Утекешева сообщила, что идея создать фильм принадлежала Куману Тастенбекову — исполнителю роли Толегена, покойному супругу Меруерт Каратаевны. Работа над ним велась во время пандемии. Операторами картины выступили Ренат Косай — сын Кадыра Косая, звукорежиссера картины «Кыз-Жибек», и Азамат Жанабаев.
Олжас Сулейменов отмечал, что 70-е годы были особенными, тогда казахское кино встало на ноги. Поэт вспоминает, что сценарная коллегия активно работала вместе с Габитом Мусреповым. По его мнению, операторы смогли «подхватывать идеи сценария и воплотить их на экраене». Олжас и Аскар Сулейменовы были редакторами на картине.
Меруерт Утекешева с благодарностью вспоминает своих именитых партнеров. Гульфайруз Исмаилова сыграла мать ее героини и была художником картины, создала 5-6 платьев Кыз-Жибек. Лихие конные сцены начинающая актриса отыграла без дублеров после двухмесячных тренировок. Худсовет не верил, что городская девушка, не дрогнув, с ними справится. И именно этим сценам Султан-Ахмет Ходжиков придавал особое значение. Коллеги же сказали, что ей удалось отразить на экране красоту казахской девушки и стать символом.
Киновед Гульнара Абикеева назвала картину вдохновенным эпосом, который несет народный дух. Она стала визиткой кочевой цивилизации, таких работ больше не было. Эту историю невозможно представить без музыки Нургисы Тлендиева, которая позволяет не только видеть, но и слышать степь, помогает пережить все драматические моменты…
Оператор, режиссер Михаил Васильев отметил, что фильм сложнопостановочный, масштабный, отражающий жизнь степи во всем ее многообразии, исторические события. В нем задействована большая массовка. Режиссер, оператор и художник-постановщик вместе нашли правильное изобразительное решение картины, их содружество видно на экране.
Посмотрев документальный фильм, зрители так и не поняли, почему сейчас пишутся сценарии, выделяется бюджет, проводятся кастинги, строятся декорации, шьются костюмы, собирается массовка, блестяще работают каскадеры-конники, одни из лучших в мире, а народных картин нет…