В год казахстанского туризма в Китае налаживаются более тесные дружественные, культурные и экономические связи между двумя странами. Яркие события, красивые выставки тоже являются тому подтверждением, и на прошлой неделе в Алматы прошло несколько знаменательных событий, одно из которых – выставка китайского фарфора в Центральном Государственном музее Республики Казахстан.
Под знаком партнерства и дружбы между Китаем и Казахстаном проходит весь 2024 год. Более того, в ходе официального визита Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева в КНР, состоявшегося в 2023 году, он был объявлен Годом казахстанского туризма в Китае. С другой стороны, Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин тогда же заявил, что следующий 2025 год пройдет как Год китайского туризма в Казахстане.
Когда мы говорим о Великом Шелковом пути здесь, в Казахстане, сразу вспоминаем, что его история берет начало в Китае и сам путь на самом огромном своем отрезке проходил через бескрайние просторы нашей страны.
Изделия из китайского фарфора на этом пути всегда славились роскошью, замысловатостью, непохожестью на все известные виды фарфора, загадочностью и ценились как самый дорогой товар. Керамика, пропускающая солнечные лучи сквозь тонкие стенки, кажется невесомой и хрупкой, хотя обладает хорошей прочностью. Китайский фарфор как в прежние времена, так и сегодня
Если на протяжении веков Казахстан и Китай связывал Шелковый путь, то и сейчас он продолжает способствовать культурному и духовному взаимообмену между двумя государствами.
В Центральном государственном музее Республики Казахстан (ГМИ РК) по инициативе Алматинской палаты торговли и инвестиций в партнерстве с организационным комитетом Китайского керамического путешествия, находящегося в городе фарфора Цзиндэчжэнь (КНР), 1 августа прошло торжественное открытие Международной выставки под названием «Китайский фарфор: искусство через века».
Как отметила на открытии выставки Шара Акылбаева, заместитель генерального директора Алматинской палаты торговли и инвестиций, Китай и Казахстан связывает не только общая граница, самая протяженная в Центральной Азии, но и историко-культурная общность этносов, проживающих в двух странах. А китайская фарфоровая посуда попадала в страны Востока и Запада именно через Великий Шелковый путь.
Основным направлением нашей деятельности является организация мероприятий в стране и за рубежом. Каждый раз, участвуя в выставках в Китае, мы не устаем восхищаться изысканностью китайского фарфора, — сказала Шара Акылбаева. Красивые вазы и другие предметы интерьера встречаются в КНР повсюду — от аэропортов до отелей, офисов, кафе и ресторанов, не говоря уже о музеях. Фарфор является зеркалом времени, отражающим ценнейший ресурс для его изучения. Поэтому, когда к нам обратился президент организационного комитета Китайского керамического путешествия, генеральный менеджер компании Jingyufeng Ceramics Co. Ltd господин Yi Zhi Ning, мы не раздумывая подхватили идею организации выставки китайского фарфора в Казахстане как замечательную возможность показать виртуозность китайских мастеров казахстанцам и гостям страны. Пусть эта выставка станет вдохновением для новых идей и проектов, обогащающих наши культурные традиции и экономические отношения, будет способствовать развитию сотрудничества казахстанских и китайских специалистов по керамике, наших искусствоведов.
Выставка действительно вдохновляющая, и увидеть ее, наполниться восторгом и позитивными эмоциями еще можно успеть, так как открыта она будет до 14 августа.
Экспозиция состоит из множества ваз, кувшинов, чаш и сосудов, выполненных в разных стилистиках и с самыми невероятно красивыми и замысловатыми сюжетами. К примеру, одна из работ под названием «Все гармонично» передает основной смысл мастерства китайских художников. И хотя кажется, что за всеми изделиями стоит очень давняя история, на самом деле это современные китайские мастера сумели так изучить и освоить древние техники по изготовлению керамики. Фарфоровая столица планеты город Цзиндэчжэнь, расположенная в провинции КНР Цзянси, занимает одно из главных мест в производстве мировой керамики. Популярность фарфора, изготавливаемого на протяжении многих тысячелетий в этом городе, берет истоки от династии Тан (618-907 годы н.э.) и более поздней Сун (960-1279 годы н.э.), когда Цзиндэчжэнь стал эксклюзивным поставщиком высококачественного фарфора для императорского двора. Любопытно, что свое название этот город получил от титула императора Чжэньцзуна «Цзиндэ» из династии Сун, правившего в 1004-1007-е годы нашей эры. Именно в то время город был официально признан самым лучшим в беспрецедентном мастерстве производства фарфора.
Изысканный фарфор, привезенный из Цзиндэчжэня в Алматы, позволит глубже понять и прочувствовать глубину традиционной китайской культуры. Керамические реликвии в своем разнообразии передают китайскую древнюю культуру, повествуют о развитии человеческой цивилизации. И, если ранее на фарфоровых изделиях стояла надпись «Сделано в годы правления Цзиндэ», то сейчас на них отпечатаны название города и логотип фабрики, на которой производятся фарфоровые произведения искусства. Тем не менее их по-прежнему отличают белизна, яркость, как у зеркала, тонкость, как у бумаги, звучание, как у каменного колокола. Об этих тонкостях поведала на экскурсии в день открытия экспозиции заместитель Генерального менеджера китайской компании Jingyunfeng Ceramics Co. Ltd госпожа Sun Rongying (Сун Ронгин).
Цель организации выставки изделий из фарфора, которую сегодня можно увидеть в ЦГМ РК, сконцентрирована на дальнейшем укреплении сотрудничества между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой в сфере культуры и искусства. Проект состоялся благодаря китайской инициативе «Один пояс и один путь».
Фото Талгата Галимова