Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Искусство в процессе
КультураИскусство

Искусство в процессе

Художники Роман Захаров и Леонид Хан превратили галерею в мастерскую

В Aspan Gallery проходит выставка алматинских художников Романа Захарова и Леонида Хана Work in Progress («Работа в процессе»), превращающая пространство в обитаемую мастерскую. В ней акцент сделан не сколько на самих произведениях, сколько на процессе: тут и следы повседневной работы, и личные артефакты, и даже бытовые предметы — от ковра, дивана и ванны до пиал, банок из-под кофе и чайника. В этой среде можно не спешить, присесть, всмотреться в детали, прочувствовать ритм художественной жизни изнутри. Экспозиция выстроена как диалог: между авторами, между личным и общественным, между мастерской и выставочным залом. Проект дарит зрителю шанс стать свидетелем творческого процесса, искусства в его самом естественном, неукротимом, текучем состоянии.

Выставка Work in Progress Романа Захарова и Леонида Хана, открывшая свои двери 19 декабря 2025 года, превращает галерейное пространство в своеобразный симулякр мастерской. Это и реконструкция рабочего места, и попытка перенести сам процесс — с его незавершенностью, повседневностью и внутренним диалогом — в зону зрительского опыта. В реальности же студии художников находятся рядом, разделенные стеной: они работают по соседству, постоянно находясь в негласном разговоре друг с другом, несмотря на очевидный контраст их художественных языков и подходов.

Сыздыкова (1).jpg

Экспозиция выстраивается как ироничное размышление о жизни и искусстве, существующих вне строгих жанровых и стилистических рамок. В пространстве выставки появляются реальные предметы из мастерской: диван, полка, ванна, ковер, стол. Эти, на первый взгляд, утилитарные вещи становятся частью художественного высказывания: за каждой из них стоит личная история, связанная с работой, размышлениями и сомнениями.

Уже при входе в галерею зрителя встречает плотный ряд портретов друзей художников и автопортреты. Эти изображения фиксируют значимые встречи и связи, которые повлияли на их жизнь и творческий путь. Роман Захаров и Леонид Хан познакомились в 2008-м в изостудии Георгия Халанского, позже учились в разных вузах — Хан на худграфе КазНПУ имени Абая, Захаров в КазНАИ имени Жургенова. Долгое время они работали в разных ипостасях, чаще всего как дизайнеры и иллюстраторы.

Важным этапом стала Школа художественного жеста, в которую оба художника пришли в 2016 году в рамках ArtBat Fest. Основательницей и сокуратором ШХЖ являлась Оля Веселова. Именно там сформировалось сообщество молодых авторов, некоторые из которых сегодня представлены в этих портретах. Это круг единомышленников, внутри которого рождались идеи, поддержка и импульс к развитию — личному и профессиональному.

Сыздыкова (4).jpg

Для обоих художников важной точкой самоидентификации является принадлежность к корейской диаспоре коре-сарам, предки которой были насильственно депортированы в Центральную Азию в сталинский период. Этот биографический и исторический опыт не декларируется напрямую, но так или иначе пронизывает художественный язык Захарова и Хана.

Он может проявляться по-разному: в ироничной мимикрии под эстетику кавайности и нарочитой милоты, в работе с визуальными клише, а также в обращении к языку, его звучанию, структуре и семантическим сдвигам. Личная история здесь становится оптикой, через которую художники смотрят на реальность, соединяя травматичную память с игрой, дистанцией и вниманием к форме.

Одним из ключевых объектов экспозиции становится конструкция, которую художники между собой называют «виселицей». Это мобильная система на колесах для подвешивания и хранения холстов — одновременно и мольберт, и склад, и подвижный постамент. В мастерской она служит утилитарной задачей, но в стерильном пространстве галереи приобретает совсем иной смысл. Привычный инструмент работы превращается в жесткий и почти тревожный образ, отсылающий к постоянному напряжению художественного процесса, к необходимости снова и снова выносить свои работы на суд, жертвуя временем, силами и внутренним равновесием.

От личных историй и предметов мастерской взгляд постепенно смещается к тому, как выстроено само пространство выставки. Экспозиция Work in Progress организована по четкой диагонали, которая рассекает основной зал галереи и задает ритм всему маршруту зрителя. По обе стороны от этой линии, в условно треугольных зонах, художники размещают свои ключевые, программные работы.

Сыздыкова (3).jpgПроект соединяет в одном пространстве предметы, без которых невозможно представить сам творческий процесс. В центре зала возникает инсталляция из ковра и дивана — сердце выставки. Эти объекты, как и уже знакомая «виселица», переехали из мастерской художников и сохранили на себе следы повседневного использования.

Распределенные по залу объекты мастерской работают как смысловые узлы, вокруг которых группируются произведения, выполненные в разных техниках и жанрах. Они поддерживают геометрию выставки, связывая разрозненные элементы в единую многоголосую структуру. Галерея напоминает живую мастерскую — место, где искусство не столько демонстрируется, сколько продолжается, проживается и развивается вместе с художниками и зрителем.

Work in Progress не предлагает единственно верного маршрута и не настаивает на конкретном способе прочтения. Ее можно воспринимать как своеобразный квест — медленно распутывать зашифрованные смыслы, возникающие как в каждом отдельном объекте, так и в группах работ, собранных по принципу смыслового притяжения. Но так же естественно позволить себе просто блуждать по пространству, следуя интуиции и собственному ритму.

Куратор Юлия Сорокина отмечает: «Художники осознанно избегают следования стилям. Сложно отнести их творчество к определенному направлению в искусстве. Они ищут сложные пути в обход постмодернизма или уж тем более модного сейчас метамодернизма. Такой ассамбляж подчеркивает повседневное проживание творческого поиска и десакрализации пафоса нетленного искусства, производит эффект «искусства за пределами конца искусства».

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: