В мире балета важны не только талант и техника, но и преданность искусству. Ильяс Заманбек — один из тех артистов, кто живет танцем. В свои 19 лет он уже исполнил яркие и запоминающиеся партии на сцене Государственного академического театра танца имени Булата Аюханова. В интервью Ильяс рассказал о своем пути, уже исполненных знаковых ролях и мечтах, которые еще предстоит воплотить в жизнь.
Ильяс Заманбек — ведущий солист Государственного академического театра танца имени Булата Аюханова. Он окончил Алматинское хореографическое училище имени А.В. Селезнева в 2023 году, а в театре работает второй сезон. За это время Ильяс исполнил множество интересных партий, среди которых Меркуцио в балете «Ромео и Джульетта» (постановка Булата Аюханова), Клавдий в «Гамлет — принц датский» (постановка Булата Аюханова), Золотой раб в «Шахерезаде», Толеген в балете «Гак-ку. Клич Лебедя» (постановка Булата Аюханова), Джучи в балете «Аксак Кулан» (постановка Майлена Тлеубаева).

— Ильяс, расскажите, что привело вас в мир балета. Почему вы выбрали именно этот вид искусства?
— В мир балета я попал неслучайно. В детстве мама отвела меня на спектакль «Щелкунчик», и этот вечер мне запомнился надолго. Я был в восторге от игры артистов и их невероятного мастерства. Именно тогда твердо решил, что тоже хочу танцевать. Вернувшись домой, сказал родителям, что хочу заниматься балетом. Узнав о существовании профессионального хореографического училища в Алматы, я сразу начал готовиться к поступлению и успешно прошел конкурс. Балет для меня — это нечто особенное. В нем есть своя магия, своя изюминка, которая каждый раз захватывает и вдохновляет.
— Вы уже исполнили несколько значимых партий. Какая из них стала для вас самой сложной технически или эмоционально?
— Наверное, одной из самых сложных партий для меня стала партия Клавдии в балете «Гамлет». Это была моя первая ведущая роль в театре, которую я исполнил в свой первый сезон работы. В силу моего возраста и недостатка сценического опыта мне было непросто передать характер и манеру исполнения этого героя. Сложности возникали именно в эмоциональном плане. Нужно было глубоко прочувствовать образ и донести его до зрителя. Однако с физической точки зрения партия не была очень сложной, техническая часть давалась мне довольно легко.
— В театре Булата Аюханова особый стиль и традиции. Как вы адаптировались к работе в труппе?
— В нашем театре замечательный дружелюбный коллектив, который всегда готов поддержать молодых артистов и помочь им расти профессионально. Первые полгода я привыкал к новому окружению, постепенно вливался в работу и знакомился с коллегами. Меня приняли очень тепло, и мы быстро нашли общий язык, что значительно облегчило процесс адаптации и дало возможность с уверенностью двигаться дальше и набираться опыта.

— Какие качества, на ваш взгляд, необходимы артисту балета, чтобы достичь успеха?
— На мой взгляд, артисту балета необходимы дисциплина и трудолюбие. Без них невозможно совершенствоваться и расти. Немаловажны сила духа и эмоциональная стабильность, ведь балет — это не только физика, нагрузка, но и эмоциональное испытание. Кроме того, нужны артистизм и способность чувствовать музыку, потому что балет — это не просто техника, а искусство, где каждый образ нужно проживать на сцене. И, конечно, любовь к своему делу, ведь именно она помогает преодолевать трудности и двигаться вперед.
— Как вы поддерживаете физическую и эмоциональную форму, учитывая высокие нагрузки балетного искусства?
— Чтобы поддерживать физическую форму, я ежедневно хожу на урок классического танца, который помогает держать мышцы в тонусе. Также я уделяю внимание растяжке и укреплению мышц, чтобы избежать травм и сохранить здоровье на протяжении всей карьеры. В эмоциональном плане стараюсь быстро отпускать сценический образ и оставлять его только на сцене. Если партия связана с негативными эмоциями, важно не зацикливаться на этом и переключаться на что-то позитивное. Я стараюсь расслаблять тело, давать отдых разуму и сохранять внутреннее равновесие, чтобы всегда оставаться в гармонии.
— Какие у вас планы на будущее? Возможно, мечтаете попробовать себя в постановке или преподавании?
— Я пока не задумывался о преподавании или создании собственных постановок. Считаю, что к этому нужно прийти со временем, опытом и возрастом. Пока мне хочется еще танцевать, наслаждаться творчеством Булата Газизовича Аюханова и принимать участие в замечательных спектаклях и постановках.
Ильяс также поделился с нами, что в будущем ему хотелось бы исполнить такие партии, как: «Хозе» в балете «Кармен-сюита», Мефистофель в балете «Мефистофель. Наваждение Фауста», а также Манкурта в балете «Манкурт». Пожелаем же молодому и подающему надежды артисту не только станцевать партию мечты, но и стать всемирно изустным мэтром балета.
Фотографии пресс-службы Государственного академического театра танца