В алматинском арт-пространстве Aspan Gallery продолжается выставка «Молитва тысячи всадников» известного художника Саида Атабекова. В экспозицию вошли фотографии, инсталляции и видеоарт, запечатлевшие дух одной из самых знаковых казахских национальных игр с многовековой историей — кокпара. В сердце экспозиции — молитвы, которые участники и их жены произносят перед началом стремительного, опасного состязания, зачастую демонстрирующего преобладающую силу природы над человеком.
Саид Атабеков — один из ведущих современных художников Казахстана, чье творчество исследует взаимодействие традиций и современности в Центральной Азии. Родился в 1965 году в Узбекистане, живет и творит в Шымкенте. Он является одним из основателей арт-группы «Қызыл трактор», прославившейся своими концептуальными проектами, которые обращаются к культурному наследию региона через призму современного искусства.
В своих работах художник использует такие средства выражения, как фотография, видео, инсталляция и перформанс, затрагивая вопросы национальной идентичности, коллективной памяти и социальных изменений. Среди недавних выставок, в которых он принимал участие, выделяются: Bamako Encounters (2024) в Бамако, The Missing Planet в Прато (2019), Thinking Collections, Telling Tales в Нью-Джерси (2018), Eurasian Utopia: Post Scriptum в Сувоне (2018) и Suns and Neons above Kazakhstan в Баку (2017).
Экспозиция «Молитва тысячи всадников» встретила первых зрителей 28 ноября прошлого года.
Выставка включает новые инсталляции, фотографии и видео, посвященные многослойной символике кокпара — традиционной казахской игры на лошадях, которая не только олицетворяет дух степи, но и является важным ритуалом, отражающим принципы мужества, силы и взаимодействия человека с природой.
Центральным элементом выставки является инсталляция «Казыгуртский портал», выполненная из ковров, фотографий и найденных после игры предметов: седел, подков и уздечек. Эти артефакты, прошедшие через испытания кокпара, символизируют энергию, силу и дух участников.
Дополняют ее две серии фотографий. Первая, «Молитва тысячи всадников», запечатлевает моменты молитвы игроков перед началом игры, создавая атмосферу единства и сосредоточенности.
Вторая серия, «Степные волки», представляет хронику, собранную Атабековым в течение нескольких лет. Снимки раскрывают идентичность кокпаристов через детали их экипировки, подчеркивая их связь с традицией, стремление к силе и энергии, которые являются неотъемлемыми элементами игры.
Выставку завершает видео «Молитва тысячи всадников», посвященное женам кокпаристов. Это глубокое исследование повседневной жизни женщин, которые поддерживают своих мужей, оставаясь в тени опасной игры. Видео акцентирует внимание на их ежедневных заботах, ожиданиях и вкладе в сохранение культурных традиций.
«Молитва тысячи всадников» поднимает важные вопросы коллективной памяти, взаимодействия традиций и современности, а также роли сообщества в контексте изменяющейся культурной идентичности. Саид Атабеков создает пространство для размышлений о прошлом, настоящем и будущем, исследуя тонкие аспекты национального самосознания.
Персональная экспозиция Саида Атабекова «Молитва тысячи всадников» ждет зрителей до 26 января 2025 года.
Фото Талгата Галимова