В алматинской Aspan Gallery открылась выставка «Переплетая климат, воды и сообщества», экспозицию которой составили работы художников из Центральной Азии, Австралии и Индонезии.
Выставка «Переплетая климат, воды и сообщества», предлагаемая для осмысления проблем озера Балхаш и экологии планеты в целом, организована Aspan Gallery в партнерстве с сообществом Artcom Platform и инициативой Balqashqa Qamqor. В своих работах, представленных на выставке, художники из разных стран исследуют влияние глобального климатического кризиса на экологию планеты.
Свои арт-проекты для этого мероприятия создали известная казахстанская и германская художница Алмагуль Менлибаева, один из лидеров шымкентской группы «Кызыл трактор» Саид Атабеков, арт-коллектив Jatiwangi Art Factory из Индонезии, еще один казахстанский художник Омиркелды Абеуов, Сельби Джумаева из Туркменистана, российская и австрийская художница Алиса Вербина, Khadim Ali, представляющий Афганистан и Австралию, и Artcom Platform из Казахстана.
Куратором экспозиции выступила Айгерим Капар. Она считает, что климатические изменения не признают границ и человечеству важно объединяться на местных и региональных уровнях. Сообщества южной столицы играют важную роль в вопросах сохранения озера Балхаш, так как Алматы является частью бассейна озера. Потому участие художников и галереи города стало важным в реализации этого проекта.
Озеро Балхаш, расположенное в Балхаш-Алакольской котловине на юго-востоке Казахстана, является бессточным. Оно считается вторым непересыхающим соленым озером после Каспийского моря и числится 14-м по величине в списке крупнейших озер мира.
Озеро относится сразу к четырем областям страны: Алматинской, Жамбылской, Карагандинской и Жетысуской.
Экологические проблемы Балхаша начались после 1970 года, когда его воды были выпущены на заполнение Капчагайского водохранилища, и продолжаются до настоящего времени. Из-за глобального загрязнения, в том числе идущего от промышленного производства и из Китая, Балхаш может постигнуть та же участь, что и Арал. Именно загрязнение и угроза исчезновения озера явило собой основу для творческих размышлений. Закономерно, что проект выставки был запущен именно в городе Балхаше, став частью Международного водно-климатического форума «Балхаш-2024: Вызовы и решения».
— На выставке «Переплетая климат, воды и сообщества» художники исследуют взаимосвязи местных сообществ и биоразнообразия, рассматривая их как хранителей коллективной памяти, а водные тела как архивы. Также в своих работах художники обращаются к преемственности технологий и ритуалов в условиях современных социально-экономических и климатических реальностей и перспектив, — говорит Айгерим Капар.
Экспозиция представляет собой работы, выполненные в разных жанрах современного искусства. Это фотографии и видеоарт, открытки и site-specific-инсталляции. К примеру, Алмагуль Менлибаева для создания своих работ использует технологии искусственного интеллекта, а Саид Атабеков, обращаясь к теме исчезновения туранского тигра и его следов в коллективной памяти населения Центральной Азии, предлагает увидеть изображение дикого зверя на ковре, размещенном в современном интерьере. Работа художника называется «Последний портрет последнего туранского тигра».
В совместном видеоэссе Сельби Джумаева и Алиса Вербина предлагают подумать о вопросе границ между природным и антропогенным. Пыль, как метафора в этом проекте, демонстрирует состояние всей экологической системы планеты. Художницы команды Artcom Platform сообщают в своих работах об Алматы как части трансграничного бассейна озера Балхаш и предлагают усилить вовлеченность жителей южной столицы Казахстана в устойчивое развитие региона.
Проект предлагает специальную программу для более глубокого осмысления проблем экологии, потому в нем намечено проведение серии публичных открытых мероприятий. В минувшие выходные здесь была презентована программа междисциплинарной школы искусства и науки от команды Art Collider Balkhash x Almaty.
Фото предоставлены организаторами выставки