В этом году исполняется 100 лет со дня рождения Уке Ажиева — выдающегося казахстанского художника. Эту знаменательную дату Государственный музей искусств имени Кастеева празднует большой выставкой «Свет души». В нее вошло более 70 живописных и акварельных произведений Уке Ажиевича из фондов музея, а также из частных коллекций и собрания семьи художника.
Уке Ажиев, мастер отечественной акварели, являлся ветераном Великой Отечественной войны, участником битвы за Ленинград, заслуженным деятелем искусств Казахстана, лауреатом Государственной премии в области культуры и изобразительного искусства имени Шокана Валиханова, обладателем ордена «Парасат», лауреатом стипендии Первого Президента РК, а также независимой премии «Тарлан».
Родился он 23 декабря 1924 года в ауле Кемир-Тоган Каскеленского района Алма-Атинской области. Путь в мир искусства начал довольно рано. Уже в 14 лет Уке Ажиев стал самым юным победителем конкурса самодеятельных художников. Это открыло перед ним двери в Ленинград, куда его направили для учебы в школу юных дарований при Всероссийской академии художеств. Именно в этом городе, средоточии искусства и культуры, Уке Ажиевич погрузился в подлинный мир творчества.
Ленинград оказался для юного художника бескрайним источником вдохновения. Музеи, хранящие бессмертные произведения великих мастеров, театры, библиотеки, музыка и архитектура стали его путеводными звездами. Именно здесь, в этом поистине легендарном городе, он встретил начало Великой Отечественной войны, став свидетелем и участником трагедии блокадного Ленинграда. Ажиев активно участвовал в обороне города, проявив мужество и стойкость в самые тяжелые дни блокады.
Весной 1942-го, когда город оказался на грани голодной смерти, Уке был эвакуирован в Самарканд. Судьба распорядилась так, что уже в августе того же года его призвали в Советскую армию. Он сражался на фронтах Великой Отечественной войны, участвуя в освобождении Донбасса и левобережного Днепра в составе Первого Украинского фронта. Путь был нелегким: под Харьковом он получил тяжелое ранение.
За проявленный героизм и боевые заслуги Ажиева наградили несколькими медалями, среди которых «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией». Эти награды стали признанием его мужества и самоотверженности, а также благодарностью за вклад в победу.
После окончания войны Уке Ажиев вернулся в Алма-Ату и поступил на отделение живописи Алма-Атинского художественного училища, которое успешно окончил с отличием в 1950-м. В 1954 году он уже был принят в члены Союза художников СССР. Художник прекрасно владел различными техниками живописи, такими как масло и акварель, но предпочтение всегда отдавал акварели, считая эту технику наиболее утонченной и сложной. Его акварели высоко оценивали мастера не только Казахстана, но и всего СССР.
Уке Ажиев был избран членом акварельной комиссии Союза художников СССР и активно способствовал развитию казахстанских акварелистов. Благодаря его усилиям в Казахстане была создана секция акварели, члены которой имели возможность участвовать в творческих поездках по самым интересным уголкам Советского Союза и других стран мира.
В рамках экспозиции «Свет души», приуроченной к столетию со дня рождения мастера и встретившей первых зрителей в стенах Музея искусств имени Кастеева 6 декабря, представлено более 70 его работ: живопись и, конечно же, знаменитая акварель — из фондов музея, а также частных коллекций и собрания семьи художника.
Гости выставки имеют шанс застать воздушные задушевные акварельные пейзажи, передающие завораживающую красоту такой разной степи — цветущей и солнечной, засушливой и пустынной, объятой дождем или же застывшей в ожидании грозы.
Нежностью и мечтательностью проникнуты и портретные зарисовки художника. Так, в композиции «Казахская Мадонна» из серии «Ровесники целины» (1979 год) в образе молодой женщины с ребенком на руках явно читается отсылка к одному из наиболее популярных жанров живописи Ренессанса. Этот чистый облик рождала кисть и Да Винчи, и Боттичелли, и Бенуа. В переосмыслении Уке Ажиева героиня предстает зрителям на фоне традиционного убранства юрты, насыщенная цветовая палитра ее наряда навевает мысли о красоте весенней степи, благоухающей алыми тюльпанами и укрытой лазурным небом.
Другой изящный женский образ появляется в акварельной работе мастера «Студентка». Более яркий, смелый и свободолюбивый, он тем не менее не лишен тонкой задумчивости и мастерски исполненной многослойности.
Организаторы выставки, ныне проходящей в стенах ГМИ РК, оценивая вклад мастера в отечественное искусство, подчеркивают: «Творчество Уке Ажиева — это эпоха становления и расцвета национальной школы акварели. Он был увлечен безустанными поисками в области цвета, формы, композиции. Вся его жизнь была отдана служению искусству. Его душа была полна любви к человеку, ко всему окружающему миру. Совершенство формы и теплота чувств присутствуют в каждом произведении. Это находит отклик в сердце любителей искусства».
Работы мастера хранятся в музеях Казахстана, а также в таких известных арт-центрах, как Лондонский музей архитектуры и искусства (Tate Britain), Государственная Третьяковская галерея и Музей Востока в Москве, а также в музеях Киева, Баку, Вильнюса, Риги. Его произведения также находятся в частных коллекциях во Франции, Италии, Германии, США, Швейцарии, Южной Корее и многих других странах.
Фото Талгата Галимова