В канун празднования во всем Советском Союзе Старого Нового года, 13 января 1934-го, открывшийся впервые в Казахской ССР Театр оперы и балета имени Абая представил изумленной алма-атинской публике музыкальную комедию «Айман — Шолпан». Эта дата считается днем рождения театра в Алма-Ате (ныне — Алматы).
Произведение было создано на основе пьесы и либретто, написанных известным казахстанским писателем Мухтаром Ауэзовым. Именно этот спектакль был выбран неслучайно, так как театр оперы и балета первым открывал свои двери в Казахстане и было важно представить страну одним из впечатляющих национальных произведений литературы ХХ века и лучшими именами отечественных авторов и исполнителей.
Появлению такого театра в Казахстане предшествовало решение коллегии Народного комиссариата просвещения СССР «организовать в Алма-Ате музыкальную студию — основу казахского музыкального театра оперы и балета в будущем в составе 50 человек актеров-студийцев, 20 человек симфонического оркестра и 12 человек национального оркестра». Именно в этом составе была создана и представлена музыкальная комедия «Айман — Шолпан».
Первым композитором театра начала 30-40-х стал Евгений Брусиловский, являющийся основоположником национального оперного искусства в Казахстане. Самыми известными и популярными можно назвать его лиричные и полные драматизма оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр», «Ер Таргын». Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны в театре работало много известных артистов, режиссеров-постановщиков, декораторов из Москвы и Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург). Здесь организовала свою постановку оперы Пуччини «Чио-Чио-сан» основательница первых театров для детей, в том числе в Алматы, Наталия Сац. Выступала в балетной труппе театра Галина Уланова. Уже после войны здесь работал советский прославленный балетмейстер Михаил Моисеев. В 50-е годы сюда пришел другой звездный хореограф Заурбек Райбаев, который стал символом казахстанского балетного искусства. Шара Жиенкулова, Куляш Байсеитова, Жумат Шанин — всех ярких имен, выступавших на сцене КазНТОЮ имени Абая, не перечислить.
Хочется упомянуть и об архитекторах театра. Здание театра строилось по проекту московского архитектора Николая Круглова. Его работа была признана лучшей на Всесоюзном конкурсе на создание театра оперы и балета в Казахстане. Проект был завершен только в 1941 году архитекторами Николаем Простаковым и Толеу Басеновым. На момент открытия здание театра стало самым крупным и красивым сооружением в Алма-Ате и в Казахстане. В те годы впервые в современную архитектуру страны был введен национальный колорит в виде орнаментов на фасаде, оформления сцены, фойе, всех лестничных проемов и других пространств здания. Для зрителей в основном зале есть 793 комфортных места. Витражи и зеркала в казахской стилистике и по сей день украшают это прекрасное строение, находящееся в самом сердце культурной столицы.
В полностью отделанное здание театра зрители вошли только 7 ноября 1941 военного года. В этом же году театр оперы и балета получил статус академического. И только в 1945-м было присвоено имя великого казахского поэта и мыслителя Абая Кунанбаева.
Слово и дух Абая
В год 90-летия КазНТОБ имени Абая вновь представил на сцене ставшую знаменитой оперу «Абай». Зрители впервые ее увидели в 1944 году, и она сразу вошла в постоянный и основной репертуар.
Опера была написана композиторами Ахметом Жубановым совместно с Латифом Хамиди на основе бесценного труда писателя Мухтара Ауэзова, детально и фундаментально изучившего не только наследие Абая, но также его жизнь и судьбу. Оперное произведение стало визитной карточкой театра, города Алматы и всего Казахстана.
Сегодня спектакль выходит полностью обновленным. Постановка усилена модернистскими дизайнерскими решениями в оформлении декораций, световым шоу, оснащена новыми богатыми костюмами. В ней потрясающая хореография, расставлены мощные хоровые акценты. Оркестр и главные исполнители партий еще внимательнее отнеслись к основному контексту произведения, прониклись каждым словом и мыслью Абая. Для алматинцев и гостей культурной столицы опера «Абай» — это настоящее национальное достояние, искусство, а также огромный праздник.
Ключевые партии в ней исполняют Талгат Кузембаев (Абай), Венера Алпысба
Современное дыхание театра
Сегодня КазНТОБ имени Абая является ведущим театром страны, дающим главные базовые ориентиры и вдохновение другим институтам культуры и творческим личностям. За всю историю в нем было поставлено более 300 произведений — национальных опер, классических и современных шедевров русского и западноевропейского оперного и балетного искусства.
Стоит также отметить, что после реставрации в Казахском Национальном театре оперы и балета имени Абая в 2016 году был открыт музей. Посетить его может в свободном доступе каждый зритель балета или оперы. Здесь можно ознакомиться с фактическими документами, демонстрирующими историю развития театра: фотографиями, эскизами театральных костюмов и настоящими костюмами, в которых на сцене КазНТОБ выступали знаменитые звезды оперы в известных мировых постановках. В музее также можно увидеть афиши спектаклей и эскизы декораций разных лет, созданные самыми сильными художниками, в том числе и ярким
Подарки января
По случаю своего 90-летия КазНТОБ имени Абая представил роскошный репертуар на январь 2024 года, назвав общую программу «Чудесный сказочный мир и вершина классической музыки».
До конца месяца поклоников оперы и балета ожидают лучшие произведения мировой и национальной классики. И, конечно же, новогодний по своему замыслу и настроению балет Петра Чайковского «Щелкунчик» будет радовать как юных, так и зрелых зрителей, заблаговременно настроившихся на сказку, обративших внимание на праздничное оформление, созданное акиматом Алматы перед фасадом театра и на пешеходной улице Панфилова, которую венчает здание.
Показ оперы Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй», впечатляющей современной сценографией, костюмами, оригинальной интерпретацией известного материала, состоялся 11 января. Обновленный спектакль вернулся на сцену театра лишь в 2022 году.
Опера Чайковского «Евгений Онегин», имеющая мировой успех, прошел 18 января. Главные партии в ней исполнили Надия Наденова (Татьяна), Оксана Давыденко (Ольга), Толеген Рахимбаев и Андрей Трегубенко (Онегин), Нуржан Бажекенов (Ленский).
Ритм-оперу «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского зрители посмотрят 19 января. Эта постановка основана на реальных событиях романтической истории любви и расстояний, случившейся с русским дипломатом, путешественником, основателем РоссийскоАмериканской компании Николаем Резановым и юной испанской девушкой из Сан-Франциско Марией Кончитой. Оперу Джузеппе Верди «Травиата», написанную по мотивам романа Александра Дюма «Дама с камелиями», театр покажет на сцене 20 января. Эта постановка существует с момента основания театра, но сегодня представлена в обновленном варианте. Основные партии в ней исполняют Зарина Алтынбаева, Елена Никонова, Дамир Садуакасов, Дулат Токанов, Аружан Толепберген, Ислам Хамзаев, Кайрат Омирбеков.
«Щелкунчик» завершит праздничный «променад» оперы и балета, но до этого, 25 января, на сцене театра состоится вечер симфонической и вокальной музыки. В программе прозвучат такие произведения, как симфоническая сюита «Франческа и Римини» Чайковского, «Вакханалия» из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», «Кармина Бурана» Орфа. Дирижером вечера выступит заслуженный деятель РК Нуржан Байбусинов.
Остается отметить, что новый год начался с красивых и грандиозных событий в сфере культуры, а все мероприятия в честь 90-летия КазНТОБ имени Абая проходят при поддержке Министерства культуры и информации Республики Казахстан.
Фото Талгата Галимова