Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураТеатр

Таинство любви

Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая представил первую премьеру 90-го сезона. В минувшие выходные на сцене исполнили возрожденную оперу Сыдыка Мухамеджанова «Жумбак кыз». Эпическая история, в основе которой лежит поэма Сакена Сейфуллина «Кокшетау», повествует о трогательной любви плененной красавицы Назик и батыра Адака. В разгар джунгарского нашествия на казахскую степь девушка становится заложницей. Десятки воздыхателей готовы бороться за ее сердце, но она ставит условие: только тот, кто разгадает загадку, станет ей мужем.

“Жумбак кыз” (“Девушка-загадка”) — история, разворачивающаяся в середине XVIII века во времена становления Казахского ханства во главе с Абылай ханом. 

IMG_6380.JPG

Впервые опера “Жумбак кыз” Сыдыка Мухамеджанова, открыв новую страницу в истории музыкальной культуры страны, была поставлена на сцене театра имени Абая в 1971-м. В основу либретто, написанного поэтом Софы Сматаевым, легла поэма Сакена Сейфуллина “Кокшетау”. В ней поэт воспел древние предания, уделив особое внимание посвященным загадочной скале Жумбактас и горе Окжетпес (с казахского — “которой не достигнет стрела”), что на Боровом. 

При создании оперы ведущими мотивами авторы избрали лирико-эпическое сказание об истории любви Назик и Адака, развернувшейся в период кровавого джунгарского нашествия на казахские земли. 

Первым постановщиком выступил один из основоположников театра Курманбек Джандарбеков, а художником — Гульфайрус Исмаилова. Ведущие партии пели легенды оперной сцены Рахима Жубатурова, Шора Умбеталиев, Нариман Каражигитов. 

Тогда спектакль практически сразу же убрали с репертуара. Спустя полвека представители искусства добились фееричного возрождения произведения. “Жумбак кыз” Сыдыка Мухамеджанова 21-22 октября исполнили на сцене старейшего алматинского театра. Постановка стала первой премьерой юбилейного сезона КазНТОБ. 

Режиссером-постановщиком выступил заслуженный деятель РК Асхат Маемиров, дирижером-постановщиком — заслуженный деятель РК Нуржан Байбусинов. За декорации отвечал заслуженный деятель РК Есенгельды Туяков. Хореографию поставили Алима Молдахметова и Руслан Кадыров. Обязанности главного хормейстера были на Алие Темирбековой. Художественным руководителем балетной труппы выступила народная артистка РК Гульжан Туткибаева. 

IMG_6459.JPG

Оригинальный вариант оперы пережил немало изменений. Сменилась сценография. Действо насытили батальными сценами и балетными номерами. В историю ввели новые драматические образы. Партитуру расширили и обогатили. 

По словам дирижера-постановщика, заслуженного деятеля РК Нуржана Байбусинова, изначально опере не хватало ярких и отзывающихся у современного слушателя номеров. Потому творческая команда приняла решение обогатить ее и усилить, сделать мощнее, не растеряв при этом мелодичности и настроения подлинника. 

Он добавляет: “Мы с командой пришли к мнению, что в “Жумбак кыз” нужно использовать музыку только Сыдыка Мухамеджанова. Конечно, опера несколько изменилась, но, на мой взгляд, она стала современной и масштабной. В этой музыке много моментов, написанных именно о красотах Казахстана. В каждой мелодии прослушиваются наши замечательные горы, поля и реки”. 

Музыку композитора Нуржан Байбусинов характеризует так: “У Сыдыка Мухамеджанова произведений очень и очень много. Я сам впервые столкнулся с его творчеством и был глубоко поражен его глубиной, профессионализмом. Еще в те годы он писал так масштабно, абсолютно разносторонне. Он писал и для симфонического оркестра, и для народных инструментов, и для вокала, и для хора. Наши вокалисты говорят, что он очень мелодичный композитор, что он писал комфортно для вокала. Это на самом деле многого стоит. Таких композиторов очень мало. Один из таких, к примеру, Джакомо Пуччини. Я могу сравнить Сыдыка Мухамеджанова именно с ним”. 

IMG_6337.JPG

Впрочем, ведущие партии “Жумбак кыз” при всей плавности музыки отличают невероятные мощность и замысловатость. Исполнительнице роли Назик доверена ария, в которой героиня как раз и излагает загадку для своих воздыхателей. Монолог длится более десяти минут, и эта женская партия по праву считается одной из самых сложных в казахской опере. 

Вооружившись традиционными и ультрасовременными художественными приемами, команда настолько мастерски манипулирует пространством, что в какой-то момент создает вторую реальность — мир потусторонний, существующий в противовес реальному. 

Художник-постановщик, заслуженный деятель РК Есенгельды Туяков, также принявший участие в пресс-конференции, признался: “Для меня очень волнительно то, что мне доверили такую большую оперу. Существует устойчивое мнение, что в Казахстане нет художника, который мог бы поставить оперу. Это или итальянцы, или россияне. Поэтому для меня было принципиально сделать все, чтобы создать красивую сценографию. Как слушают музыку, так и в живописи художник чувствует особые тональности. Я включил в работу все, что мог. Включил, как говорят на казахском, “намыс” (можно перевести как “честь”, “достоинство”. — Прим. автора), работал над эскизами день и ночь. Я сказал себе, что если этого не сделаю, то вся моя жизнь ничего не стоит”.

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: