Казахский национальный театр оперы и балета имени Абая представил первую премьеру 90-го сезона. В минувшие выходные на сцене исполнили возрожденную оперу Сыдыка Мухамеджанова «Жумбак кыз». Эпическая история, в основе которой лежит поэма Сакена Сейфуллина «Кокшетау», повествует о трогательной любви плененной красавицы Назик и батыра Адака. В разгар джунгарского нашествия на казахскую степь девушка становится заложницей. Десятки воздыхателей готовы бороться за ее сердце, но она ставит условие: только тот, кто разгадает загадку, станет ей мужем.
“Жумбак кыз” (“Девушка-загадка”) — история, разворачивающаяся в середине XVIII века во времена становления Казахского ханства во главе с Абылай ханом.
Впервые опера “Жумбак кыз” Сыдыка Мухамеджанова, открыв новую страницу в истории музыкальной культуры страны, была поставлена на сцене театра имени Абая в 1971-м. В основу либретто, написанного поэтом Софы Сматаевым, легла поэма Сакена Сейфуллина “Кокшетау”. В ней поэт воспел древние предания, уделив особое внимание посвященным загадочной скале Жумбактас и горе Окжетпес (с казахского —
При создании оперы ведущими мотивами авторы избрали лирико-эпическое сказание об истории любви Назик и Адака, развернувшейся в период кровавого джунгарского нашествия на казахские земли.
Первым постановщиком выступил один из основоположников театра Курманбек Джандарбеков, а художником — Гульфайрус Исмаилова. Ведущие партии пели легенды оперной сцены Рахима Жубатурова, Шора Умбеталиев, Нариман Каражигитов.
Тогда спектакль практически сразу же убрали с репертуара. Спустя полве
Режиссером-постановщиком выступил заслуженный деятель РК Асхат Маемиров, дирижером-постановщиком — заслуженный деятель РК Нуржан Байбусинов. За декорации отвечал заслуженный деятель РК Есенгельды Туяков. Хореографию поставили Алима Молдахметова и Рус
Оригинальный вариант оперы пережил немало изменений. Сменилась сценография. Действо насытили батальными сценами и балетными номерами. В историю ввели новые драматические образы. Партитуру расширили и обогатили.
По словам дирижера-постановщика, заслуженного деятеля РК Нуржана Байбусинова, изначально опере не хватало ярких и отзы
Он добавляет: “Мы с командой пришли к мнению, что в “Жумбак кыз” нужно использовать музыку только Сыдыка Мухамеджанова. Конечно, опера несколько изменилась, но, на мой взгляд, она стала современной и масштабной. В этой музыке много моментов, написанных именно о красотах Казахстана. В каждой мелодии прослушиваются наши замечательные горы, поля и реки”.
Музыку композитора Нуржан Байбусинов характеризует так: “У Сыдыка Мухамеджанова произведений очень и очень много. Я сам впервые столкнулся с его творчеством и был глубоко поражен его глубиной, профессионализмом. Еще в те годы он писал так масштабно, абсолютно разносторонне. Он писал и для симфонического ор
Впрочем, ведущие партии “Жумбак кыз” при всей плавности музыки отличают невероятные мощность и замысловатость. Исполнительнице роли Назик доверена ария, в которой героиня как раз и излагает загадку для своих воздыхателей. Монолог длится более десяти минут, и эта женская партия по праву считается одной из самых сложных в казахской опере.
Вооружившись традиционными и ультрасовременными художественными приемами, команда настолько мастерски манипулирует пространством, что в какой-то момент создает вторую реальность — мир потусторонний, существующий в противовес реальному.
Художник-постановщик, заслуженный деятель РК Есенгельды Туяков, также принявший участие в пресс-конференции, признался: “Для меня очень волнительно то, что мне доверили такую большую оперу. Существует устойчивое мнение, что в Казахстане нет художника, который мог бы поставить оперу. Это или итальянцы, или россияне. Поэтому для меня было принципиально сделать все, чтобы создать красивую сценографию. Как слушают музыку, так и в живописи художник чувствует особые тональности. Я включил в работу все, что мог. Включил, как говорят на казахском, “намыс” (можно перевести как “честь”, “достоинство”. — Прим. автора), работал над эскизами день и ночь. Я сказал себе, что если этого не сделаю, то вся моя жизнь ничего не стоит”.
Фото Талгата Галимова