Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураТеатр

Свидание с романсом

Заслуженная артистка Узбекистана Мадина Файзиева выступила в столичном театре «Астана Опера» с концертами, посвященными 150-летнему юбилею композитора-классика Сергея Рахманинова. На сцене Камерного зала имени Байсеитовой гостья из Узбекистана дала сольный концерт фортепианной музыки, а затем выступила вместе с известными казахстанскими оперными певцами на вечере вокальной музыки «Свидание с романсом». 

Мадина Файзиева — одна из ярких пианисток своей страны. Она ведет активную концертную деятельность на ведущих мировых сценах, а также является заведующей кафедрой специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана. Творчество артистки отмечено победами на международных конкурсах в Италии и Германии, премией “Тасанно” за воспитание пианистов, медалью “Отличник народного образования” и премией “Музыкант года”. Нынешнее выступление на столичной сцене в Астане стало для нее первым. 

— Конечно, я наслышана о славе театра “Астана Опера” и его выдающихся солистах. Вокальное искусство Казахстана известно всему миру именно благодаря казахстанским певцам, обладающим яркими мощными голосами с богатейшими тембрами, — поделилась пианистка. 

Первым в гастрольной программе артистки стал сольный концерт фортепианной музыки, который прошел на сцене Камерного зала имени Байсеитовой, затем гостья театра выступила вместе с ведущей солисткой “Астана Опера” Бибигуль Жанузак и востребованным баритоном Азаматом Желтыргузовым.

— Все творчество Сергея Рахманинова для меня особенно. Программа вокального вечера “Свидание с романсом” была, конечно же, предложена двумя замечательными солистами — Азаматом Желтыргузовым и Бибигуль Жанузак. Что касается сольного концерта из фортепианных произведений маэстро, подбор прелюдий в основном был обусловлен выбором программы вокального вечера. Прелюдии во многом перекликаются с романсами художественными образами, настроениями, эмоциональной составляющей. Параллели здесь можно проводить бесконечно. Что касается Сонаты No 1 ре минор, то это одно из моих любимых произведений у Рахманинова. Всем известный факт, что программа сонаты основана на персонажах и сюжете трагедии Гете “Фауст”. Но, конечно же, каждый может открыть свой глубинный смысл. В любом случае в этой сонате можно услышать все составляющие человеческой жизни – это бесконечные размышления, сомнения, борьба, противопоставление добра и зла, света и тьмы, это лирические и настроения, и состояния, это философия бытия, — рассказала артистка. 

И действительно, концерты раскрыли казахстанским слушателям образ Мадины Файзиевой как музыканта в двух разных ипостасях, двух исполнительских жанрах: сольно и в ансамбле с вокалистами. 

— Сольное выступление для меня — это возможность самовыражения при условии максимального следования воле автора. И это в любом случае индивидуальное прочтение текста композитора. Выступление же в творческом союзе, в музыкальном диалоге с вокалистом диктует иные формы пребывания на сцене. Как известно, развитие камерного вокального жанра в начале XX века характеризовала одна отличительная черта — это возрастающая роль фортепианной партии, которая приобретала отныне равноправное с партией певца значение. 

Именно таким исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Сергея Рахманинова, при том, что мелодически яркая, рельефная, вокальная партия никогда не теряется у него в плотной густой ткани, отчетливо выделяясь на ее фоне. Также часто у фортепиано проходит особый мелодический голос, переплетающийся с вокальной линией, в результате чего между двумя партнерами возникает выразительный диалог. Но каковы бы ни были степень сложности и форма изложения, партии голоса и фортепиано почти всегда находятся в тесном взаимодействии, образуя единое нераздельное художественное целое, — сказала Мадина Файзиева. 

Читайте в свежем номере: