Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Страшная сказка в столичном театре
КультураТеатр

Страшная сказка в столичном театре

«Риголетто». Что главное для сердца шута

Смелая драма Джузеппе Верди «Риголетто» впервые прозвучала на сцене «Астана Опера». Премьерный спектакль в постановке Арно Бернара под управлением главного дирижера столичного театра Алана Бурибаева прошел совсем недавно. Любопытно, что оперу «Риголетто» часто называют страшной сказкой, сочетающей триллер и хоррор с бурлящей музыкой.

Дело в том, что, как отметили в театре «Астана Опера», Верди сумел превратить драму Виктора Гюго «Король забавляется» в напряженное музыкальное действие. По сюжету жизнь придворного шута Риголетто рушится после того, как герцог Мантуанский соблазняет его дочь Джильду. Но, пытаясь отомстить, Риголетто сам становится виновником ее гибели. Однако в нынешней постановке режиссер спектакля Арно Бернар предложил немного другую трактовку — он сделал центром драмы не Риголетто, а герцога. В его видении властитель Мантуи — человек эпохи Возрождения, культурный, любознательный, вечно стремящийся к новому. Такой взгляд позволил не только услышать в привычной истории трагедию семьи шута, но и показать портрет времени, когда человек и его страсти становятся главным предметом познания.

2 — копия.jpg

— «Риголетто» — первая опера, которую я открыл для себя в юности, первая опера, которую я услышал в записи. Поэтому это важное произведение в моем творчестве. Но я поставил ее гораздо позже. Да, конечно, смерть Джильды, несомненно, один из самых сильных моментов в лирическом искусстве. Но тут я задумал относительно классическую постановку по той простой причине, что это произведение исполняется в театре Астаны впервые. Так что упор на герцога — человека науки, живущего в произведениях искусства, цельную личность. И еще мне хотелось создать одновременно грандиозную и клаустрофобную постановку в стиле итальянского Возрождения. Богатый дворец герцога Мантуанского был показан скорее со стороны мастерской герцога — места, где он находит убежище, спасаясь от мирской суеты и поверхностности мира, который ненавидит и где живет своей повседневной жизнью. А в последнем акте было важно передать смиренность места, присутствие болот, воды, грязи, почувствовать его изолированность. Джильда умирает в отвратительном месте. Буря с ее очевидным символизмом задумывалась очень впечатляющей, она — кульминация произведения, — подчеркнул режиссер-постановщик.

Визуальную концепцию постановки помогли создать художник по декорациям Риккардо Масирони, художник по костюмам Анна Верде, художник по свету Якопо Пантани и мастер по видеопроекциям Серджио Металли. Их совместный труд соединил красоту эпохи Ренессанса с современными сценическими средствами.

— Через костюмы в «Риголетто» ясно прослеживается противопоставление двух миров — роскошного дворца герцога и трагической реальности Риголетто. В начале спектакля шут появляется в эксцентричном наряде, а костюм вельможи подчеркивает власть, силу и высокомерие. Постепенно образ Риголетто также раскрывается через его одежду: костюмы отражают не только социальное положение, но и психологический портрет героя. И по мере развития действия их цветовая гамма становится все более закрытой и мрачной, — сообщила Анна Верде.

3 — копия.jpg

Напомним, что это произведение, впервые представленное публике 11 марта 1851 года в венецианском театре Ла Фениче, давно завоевало место в десятке самых популярных опер мира. Оно стало смелым художественным экспериментом, соединившим глубокий психологизм и дерзкую новаторскую музыку. С тех пор «Риголетто» не перестает задавать вечные вопросы о границах человеческого достоинства, силе страсти и трагической неизбежности судьбы.

Кстати, оно также было неоднократно экранизировано, причем в 1983 году в роли герцога Мантуанского выступил Лучано Паваротти. Что касается нынешней постановки и исполнителей в ней главных партий, то роль шута Риголетто исполнил приглашенный южнокорейский баритон Чжунхек Феликс Пак.

— Сцены с Джильдой, особенно финальные, для меня были самыми сложными и трогательными. Они потребовали не только огромной вокальной силы, но и полной эмоциональной правды, поскольку раскрывали самую душераздирающую сторону моего персонажа, — подчеркнул он.

А партию Джильды исполнила приглашенная сопрано Юлия Засимова.

— «Риголетто» — особая опера, в ней нет однозначных персонажей, каждый из них многогранен и противоречив. Роль Джильды — одна из самых тесситурно высоких партий у Верди («Тесситу́ра» (итал. Tessitura)музыкальный термин, определяющий высотное положение звуков в музыкальном произведении по их отношению к диапазону голоса (вокала) или музыкального инструмента. — Прим. ред.) и требует точной техники исполнения. Моя героиня несет в себе чистоту, искренность, безусловную любовь и вместе с тем храбрость и жертвенность. Чтобы найти образ персонажа, я наблюдала за людьми, за их поведением, реакцией. Мне необходимо было передать настоящие эмоции на сцене, ведь опера очень изменилась и приблизилась к кино, а зрители хотели увидеть живые эмоции. При этом каждый выход для меня был особенным и волнительным, — рассказала приглашенная солистка.

Зрителям после премьеры оставалось лишь одно — решать самим, кто им ближе: любящий отец, смелая дочь или коварный герцог. Но равнодушным после этой постановки не ушел никто.

Фото пресс-службы «Астана Опера»

Читайте в свежем номере: