Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Сквозь призму истории
КультураТеатр

Сквозь призму истории

Как в "Астана Опера" создаются костюмы для национальных спектаклей

Украшением репертуара театра «Астана Опера» являются национальные постановки. Восхитительная музыка, талантливые исполнители, прекрасные декорации и, конечно, костюмы, передающие богатство духовной и материальной культуры казахского народа. Накануне Наурыз мейрамы секретами создания художественных образов поделилась дизайнер по костюмам Дарига Тайшикова.

— В национальной одежде заключено множество символов и смыслов. Казахский костюм представляет собой целую мировоззренческую систему бытия человека, соединяющую прошлое и настоящее. По традиционной одежде можно понять, из какого рода и региона человек, каким статусом обладает. Поэтому в целях сохранения исторического наследия и канонов, а также, что не менее важно, для передачи знаний последователям, необходимо бережно работать с материально-культурными ценностями, — говорит дизайнер по костюмам театра «Астана Опера». 

Так, работа над национальными костюмами для спектаклей начинается с разбора концепции режиссера, которая едина для всей постановки. В таких операх, как «Абай» Жубанова и Хамиди, «Биржан — Сара» Тулебаева, «Кыз-Жибек» Брусиловского, прослеживается строгое следование историческим канонам, а также применяется метод стилизации, что позволяет не уходить в чрезмерную реконструкцию, как это делается в музейных работах. В других репертуарных спектаклях — «Алпамыс» Рахмадиева, «Калкаман — Мамыр» Кыдырбек — исторической достоверности костюмов, как и образов персонажей, не требуется. Работа над такими спектаклями всегда проходит динамично, мастера активно экспериментируют с текстурами ткани. 

Кроме того, по словам дизайнера, специфика создания национальных костюмов для опер отличается возможностью продемонстрировать их многокомпонентность. В то время как в процессе производства одежды для балета приходится технологически модернизировать, обыгрывать деталями, чтобы костюм не сковывал артистов во время выполнения сложных хореографических номеров. 

— Технология пошива костюмов соответствует театральным канонам, потому что создание облачения для сцены значительно отличается от производства повседневной одежды. Выбор ткани и фурнитуры происходит отдельно для каждого персонажа или группы артистов. Чаще всего для национальных оперных спектаклей используются натуральные ткани. Такие материалы экологичнее, легче в ношении, сохраняют форму и оттенок при взаимодействии со светом и декорациями на сцене. При создании театральных костюмов у художника есть определенная свобода визуального исполнения, выбора материалов, фактур и цветов. Он использует свою палитру красок и форм, стараясь гармонично сочетать это с другими элементами сцены, пропорциями и масштабами, тем самым одухотворяя персонажей на сцене через цвет, свет и формы. А также показывая пластику движений артистов через тягучесть или жесткость ткани, добавляя штрихи с помощью декоративных элементов, демонстрируя характеры героев и особенности образов, — отмечает дизайнер. И добавляет, что «художник по костюмам создает творческую работу, которая в ансамбле с музыкой, оперным или балетным исполнением, декорациями и светом, персонажами становится более объемной, живой, структурной и реалистичной». 

Фото-Шишанова-Дизайнер-2.jpg

Кстати, казахские костюмы часто богато украшают серебром, золотом, инкрустируют жемчугом и самоцветами. Эти элементы специально создают в бутафорском цехе. Например, для спектакля «Алпамыс» Рахмадиева была изготовлена в общей сложности почти тысяча металлических элементов и украшений, которые использовались как одиночные ювелирные изделия или нашивались на изделия в качестве декора. Национальные одеяния также украшаются ручной вышивкой, аппликацией, принтом, бисером, камнями и многим другим — тем, что в казахской культуре выполняло роль оберегов. 

— Особое сакральное значение в национальном костюме имеет орнаментика — это отдельный обширный пласт материально-культурного наследия предков. В данной теме необходимо хорошо разбираться, даже если нет цели соблюсти точную историческую достоверность. Важно понимать, какие орнаменты можно использовать в одежде, а какие, например, на ковре или посуде, — подчеркнула Дарига Тайшикова. 

Безусловно, театральные костюмы — один из важнейших элементов сценографии. Над их созданием всегда работает большая креативная команда, искусные мастера, обладающие секретами и тайнами ремесла. А еще их задача состоит в сохранении и передаче бесценных знаний, составляющих уникальное материальное и духовное наследие казахского народа. 

Фото пресс-службы театра «Астана Опера» 

Читайте в свежем номере: