Конец ноября ознаменован оперной премьерой. Казахский Национальный театр оперы и балета имени Абая 29, 30 ноября и 1 декабря представит ценителям искусства премьеру оперы «Хан Султан. Алтын Орда», посвященной увековечению имени Джучи хана, основателя Золотой Орды, и 800-летию основания Улуса Джучи.
Музыку для исторической драмы в двух действиях написал талантливый композитор Хамит Шангалиев. Либретто по мотивам драматического произведения известного молодого писателя Алмаса Нусипа «Хан Султан. Алтын Орда» является работой заслуженного деятеля искусств Казахстана, стипендиата Президента РК Маралтая Ыбыраева. Историческими консультантами при создании оперного спектакля выступили ученые. Это кандидат исторических наук, профессор Нурлан Атыгаев — автор четырех монографий по истории средневекового Казахстана и более 170 научных и научно-популярных работ, в том числе по истории Улуса Джучи, или Золотой Орды. А также Ильнур Миргалеев, написавший пять книг по истории Золотой Орды и более 170 научных статей, руководитель Центра исследования Золотой Орды и татарских ханов, главный редактор журнала «Алтын Орда шолуы», и Ильяс Кемалоглу, профессор университета «Мармара», турецкий историк, автор более сорока книг и переводов, посвященных истории Золотой Орды.
Постановщиком оперы «Хан Султан. Алтын Орда» выступил итальянский режиссер Davide Livermore, сотрудничавший с такими именитыми исполнителями, как Luciano Pavarotti, Plácido Domingo, José Carreras, Mirella Freni Zubin Mehta, а также с культовыми режиссерами Luca Ronconi, Андреем Тарковским и Zhāng Yìmóu. Livermore ставил спектакли на крупнейших сценах Италии, таких как La Scala в Милане, Римская опера, Teatro Regio в Турине и театр Carlo Felice в Генуе.
Главная героиня оперы Хан Султан — один из выдающихся правителей Алтын Орды, мать великого хана Берке, третья жена Джучи хана. Она была старшей дочерью хорезмшаха Ала ад-Дина Мухаммеда II и родной сестрой знаменитого Джалал ад-Дина. Немногочисленные сохранившиеся сведения о Хан Султан представляют собой бесценное наследие для современных исследователей и деятелей искусства. Образ Хан Султан интересен благодаря ее уникальной судьбе. Опера начинается с завоевания Чингисханом Хорезмшахского государства, крупного центра мусульманской культуры, и завершается становлением Алтын Орды.
Хан Султан стала значимой фигурой в истории Алтын Орды благодаря своему уму, характеру и политической мудрости, сделав себя и своих сыновей ключевыми деятелями в Улусе Джучи.
В новой постановке эффектно используются передовые технологии сценографии, такие как, например, видеоконтент. С особой подачей показана тополиная ветвь — символ жизни, который, как надеются постановщики, произведет сильное эмоциональное впечатление на зрителей.
Сценограф новой оперы — Элеонора Перонетти, известный специалист, оформлявшая сцены La Scala в Италии и театров во Франции. Директор по свету — Стабиле ди Катания, художник по свету театра, а также всемирно известный режиссер Гаэтано Ла Мэла. Хореограф-постановщик — знаменитый балетмейстер Әсем Алдыбекова.
Главный художник по костюмам — Айнур Еримбетова. Костюмы исторической постановки гармонично сочетают классический стиль и современный взгляд.
«Когда я впервые предложила режиссеру идею постановки этой оперы, я предложила акцентировать внимание на истории Жошиного улуса, наших богатых традициях, присущих народу, на человеческих ценностях, воспитании в семье, роли женщины в обществе. Хан Султан, жившая в эпоху правления Чингисхана, вошла в историю благодаря смелости, свободолюбию и способности вести дипломатические отношения с русскими князьями. Я считаю, что для того, чтобы популяризировать таких женщин тюркского мира среди нынешнего поколения и дать им справедливую оценку, нам необходимо продолжать ставить на сцене образы отважных дочерей Великой Степи», — отметила автор идеи директор Казахского национального театра оперы и балета имени Абая Айнур Копбасарова.
Алим Тажиев, фото организаторов