Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураТеатр

Пока цветет любовь

Государственный академический театр танца РК представил премьеру балета «Легенда о Тюльпане» на сцене Almaty Theatre. В пронзительной многослойной музыке Густава Малера родилась легенда о любви и бессмертии. Он и Она пишут свою историю, а между тем в такт их чувствам переживает метаморфозы необъятная степь. Молчаливым наблюдателем мироздания за парой следует Тюльпан — свидетель вечных циклов любви и природы. 

Режиссер-постановщик, хореограф балета, а также автор поэтического либретто — Дамир Уразымбетов. Воплощенная раскованностью современного танца “Легенда о Тюльпане” — третий его спектакль для Государственного академического театра танца РК. 

Балетмейстер — Гульфида Гафурова, главный балетмейстер ГАТТ РК, заслуженный деятель РК. Видеографику создал Ербол Бисенов. Художником по костюмам выступила Любовь Возженикова. 

Партию Тюльпана, надземного ангела-хранителя планеты, исполнил ведущий артист балета Мади Касымов. Влюбленных — Ее и Его — станцевали ведущие артисты Юлия Асенканова и Дияр Акенев. Жанат Тайкенов перевоплотился в неотступный Рок, преследующий пару. Остальных персонажей исполнили артисты балета ГАТТ. 

фан фан (4).jpg

В основу спектакля легли фрагменты симфоний австрийского композитора Густава Малера, писавшего объемные по звучанию, монументальные, свободные от рамок своего времени произведения. “Легенда о Тюльпане” — первый казахстанский балет на его музыку. 

Премьера спектакля состоялась на сцене Almaty Theatre вечером 21 ноября вслед за одноактным балетом “Ромео и Джульетта” в постановке Булата Аюханова. 

Исследующий темы борьбы, угасания и возрождения чувств, этот балет-поэзия проводит параллель между историей любви и природными циклами.

В терзаемой стихиями степи, испытывая себя на прочность и гибкость, созревает, вытягивается и наконец расцветает любовь двоих — Его и Ее. В едином порыве долина с мириадами ее очеловеченных живых созданий сосуществует с влюбленными. 

Между ними повисает печаль, и землю омывают слезы дождя. Он и Она отдаляются, и степь укутывает звенящим холодом. Влюбленные бесстрашно открываются друг другу, и наконец степь расцветает, а с ней снова распускается и Тюльпан — безмолвный ангел мироздания, глядящий сквозь время и пространство, знающий, что этот прекрасный цикл обязательно повторится снова.

Изобретательностью поражают хореографические и сценические решения спектакля. Отмеченный стремительностью повествования и отсутствием каких-либо классических декораций, балет тем не менее с первого же мгновения захватывает своими масштабностью и силой. 

Благодаря красочной видеографике, тяготеющей то к нежности Моне, то к динамизму Ван Гога, зритель четко ощущает глубину, размах и плотность места действия. 

Минималистично оформленная сцена вынуждает артистов выкладываться целиком и полностью, а значит, активно побуждать и зрителя соприкасаться с историей, пропуская ее через себя. Костюмы артистов, напитанные яркими красками и акварельными отливами, дают вполне однозначное представление о персонажах — будь то ростки, лепестки, ветры или грозы. 

После премьеры балета корреспонденту “НП” удалось побеседовать с создателями балета. 

фан фан (2).jpg

Размышляя о том, как в “Легенде о Тюльпане” родилась гармония восточных мотивов и музыки Густава Малера, режиссер-постановщик и хореограф Дамир Уразымбетов делится: “Музыка Малера — это сложнейшие музыкальные фактуры, богатство мелодических оттенков и красок. С одной стороны, ее сложно ставить из-за частой “неквадратности”, смены размеров и ритмов и часто — полифонической структуры изложения. С другой стороны, это и помогает, потому что рождаются неожиданные ассоциации с движениями. Я принципиально старался в ряде эпизодов спектакля сочинять новые или нестандартные хореографические связки, чтобы увлечь и артистов, и себя. Малер — это большое достижение для труппы Аюханова, потому что не каждый театр может себе позволить его музыку. Особенно учитывая, что это масштабный спектакль, состоящий из фрагментов пяти разных симфоний”. 

Комментируя космические элементы истории, режиссер добавляет: “Именно музыка определила ту надмирность образов, их персонификацию и абстрактность. Это балет о каждом человеке, ищущем себя и свою любовь к жизни, людям, природе”. 

На вопрос о том, какое из созданных им для спектакля видеополотен полюбилось ему особенно, художник видеографики Ербол Бисенов отвечает: “Скорее всего, мой выбор падет на эпизод “Рок и темные силы”. Он демонстрирует борьбу двух влюбленных с внутренними переживаниями и страхами. Нравится в первую очередь из-за динамики и музыки, которая легла в основу его настроения. Картина выглядит очень графичной, даже несмотря на то, что выполнена в стиле импрессионизма, и тем самым в ней уже присутствует борьба двух, по сути, несовместимых стилей”. 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: