Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураТеатр

Под крылом птицы счастья

В Государственном академическом русском театре для детей и юношества имени Наталии Сац при полном аншлаге и с продолжительными овациями прошел премьерный показ спектакля «Сац. Хроника одной репетиции». Режиссер-постановщик — Галина Пьянова. 

Имена, как звезды 

Наталия Сац и Галина Пьянова — два имени, в которых уже заложена значительная информация. Два имени — два величайших режиссера. И этого достаточно, чтобы представить, какой мог получиться проект. Два имени, а к ним Вахтангов, Мейерхольд, Немирович-Данченко, Эйзенштейн — потрясающая палитра говорящих фамилий. И все эти господа подарили городу Алматы и Казахстану исторический шедевр — спектакль о жизни и судьбе величайшей женщины в истории мирового театра. 

Впервые свой занавес театр для детей и юношества открыл 7 ноября 1945 года в Алма-Ате. Наталия Ильинична Сац, оказавшаяся в городе после пяти лет, проведенных в ГУЛАГе, создала здесь первый в стране театр для детей и открыла его сказкой Евгения Шварца «Красная Шапочка». Выбор на это произведение упал неслучайно. Режиссер примером отважной и смелой девочки хотела укрепить дух детей, переживших горестные годы продолжительной Великой Отечественной войны. 

«7 ноября 1945 года. В эту ночь никто в театре не спал. Девочки дошивали занавес, Юра (Юрий Померанцев. — Прим. автора) еще не опробовал свой знаменитый реквизит... На примере «Красной Шапочки», которая вышла на сцене Алматинского ТЮЗа в 1945 году после тяжелого военного времени, я пояснила актерам, что они должны показать храбрость и героизм людей, их бесстрашие, дать силу и вернуть вкус к жизни... Готовы? Начали!» — с этих слов начинается захватывающее дух действие. Мемуары Наталии Ильиничны озвучивала, точнее проживала на сцене, заслуженная артистка Республики Казахстан Татьяна Тарская. Режиссера Наталию Сац сыграла кавалер ордена «Құрмет» Татьяна Костюченко. Она так тонко и глубинно смогла передать образ, что казалось, мы в действительности видели перед собой эту потрясающую, гениальную, волевую и целеустремленную женщину. А цель у нее была с самого детства — создать театр для детей, каких в мире никогда не было. 

«Здравствуйте! Я — Наташа! Мне пятнадцать лет! Хочу открыть театр для детей!» — еще одна запомнившаяся реплика из спектакля. Наталия Сац — первая в мире женщина — оперный режиссер, основательница первого в мире театра для детей сначала в Москве, затем в Алма-Ате. Человек, судьба которого была и прекрасна, и полна невероятных трудностей и испытаний. 

Как могло такое произойти, что никогда и никому не приходила в голову идея создать фильм или спектакль об этой легендарной женщине! Мы бы и сейчас не увидели того, что произошло на сцене ТЮЗа, потому что театр готовился отметить 120-летие Наталии Сац совсем иначе. Но случилась Галя! 

САЦ 1.jpg

“Смерти больше не боюсь. Совсем. А вот премьеры боюсь”
Перед генеральным прогоном спектакля Галина Пьянова призналась приглашенным к просмотру зрителям: «Изначально к юбилею Наталии Ильиничны театр должен был приготовить торжественный вечер. И так случилось по звездам, что я обратилась к руководству моего любимого театра — Олегу Михайловичу Гостеву — и попросила его дать мне возможность сделать спектакль. Я не знала тогда, что театр готовил торжественное мероприятие, в котором должна была выступить и я. Олег Михайлович позволил мне выйти не в концертной программе, а в спектакле. В театре это событие не было запланировано, я встала внепланово и очень экстремально для всего ТЮЗа, всех создающих спектакль артистов, цехов. В театре в это время готовились две премьеры, которые вот-вот выйдут, и вот между основными репетициями мы скорыми темпами стали создавать спектакль. 

В своих социальных аккаунтах накануне премьеры Галина писала: «С августа репетирую спектакль «САЦ» в Театре для детей и юношества имени Наталии Сац г. Алматы. Август, сентябрь, октябрь и пять дней ноября... Так много. А репетиций немного, но важна каждая. Процесс невероятный, а каков будет результат? Не знаю... Хотелось бы, чтобы ах... Но тут никто не знает... Потому что даже премьера — это всего лишь часть жизни, процесс. Я не умная, это я так учусь мыслить и жить... За три месяца случилось многое. В том числе была на двух похоронах всего за одну неделю. Хоронили маму подруги и дядю мужа. И вдруг на похоронах остро ощутила, что смерти больше не боюсь. Совсем. А вот премьеры боюсь. Сац — великая женщина, великая. Тоже смерти не боялась... Чего боялась Наталия Ильинична? Плохих результатов, думаю... Вот так и учусь, пытаясь полюбить то, что не смогла полюбить Сац. Что? Этого я не скажу даже на спектакле». 

САЦ 5.jpg

Особенные люди театра
Но результат, о котором переживала Галина Пьянова, превзошел все страхи и ожидания. И не могло быть иначе. Спектакль получился живой, удивительный, вдохновляющий, впечатляющий, мотивирующий — как сегодня модно говорить. А еще — исторический! В нем на фоне одной репетиции перед открытием театра показано несколько сложных временных эпох, в которых оказалась главная героиня сцены: конец XIX века и Франция, где встретились и полюбили друг друга родители Наталии Сац, затем — Иркутск, где она родилась, Москва, где семья Сац стала знаменитой. Затем — ГУЛАГ, а после освобождения из лагеря — Алма-Ата, и в ней казахская филармония, приютившая Наталию Ильиничну на первое время, театр оперы и балета, где она поставила оперу Пуччини «Чио-Чио-Сан», открытие первого в Казахстане театра для детей и даже реплика первого занавеса, которым открывался первый спектакль в нем. На этом занавесе изображены девочка и мальчик, бегущие навстречу друг другу, и Наталия Ильинична, лично проводившая по театру экскурсии для детей, обращает их внимание на замысел рисунка. Она говорит детям, как необходима дружба, как ценна поддержка друг друга, и не только между мальчиками и девочками, но и между народами, как это происходит в многонациональном Казахстане. Сац всегда произносит точные и важные слова, приводит правильные примеры, учит и учится сама, в том числе у таких великих людей, как Мухтар Ауэзов. Здесь хотелось бы отметить, насколько грандиозно были представлены легендарные личности казахской интеллигенции. Они смотрели на зрителей с мощной нерушимой казахстанской каменной стены, напоминавшей известный барельеф с четырьмя президентами Америки в горном массиве Блэк-Хилс.

— Наталия Сац, Всеволод Мейерхольд, Евгений Вахтангов, Леопольд Сулержицкий, Константин Станиславский, Владимир Немирович-Данченко, Вера Марецкая, Николай Черкасов, Куляш Байсеитова, Мухтар Ауэзов, Юрий Померанцев... Где еще, кроме нашего спектакля, можно увидеть такое созвездие великих имен и судеб? — отмечает заслуженная артистка РК Ольга Коржева. 

В Илью Саца в спектакле перевоплощался Артем Селезнев, в Анну Щасных — Александра Качанова, во Всеволода Мейерхольда и Израиля Вейцера — Никита Коньшин. Роль Евгения Вахтангова исполнял Жанибек Багыбаев, Леопольда Сулержицкого — Арман Искаков, Николая Черкасова — Алишер Эйнис, Сергея Эйзенштейна — Жанибек Балгыбаев, Куляш Байсеитовой — Фатима Сагимбекова, Канабеке Байсеитова — Максат Сахиулы, Курманбека Жандарбекова — Галымжан Тобажанов, Юрия Померанцева — Иван Шумай и Александр Красников, Веры Марецкой — Ольга Коржева, Владимира Немировича-Данченко — Владимир Крылов. 

«Репетируя третий месяц спектакль «САЦ» в театре для детей и юношества, четко сформулировала свое желание высказаться не о режиссере, а о театре и о людях театра. Об особенных людях театра. Одержимых, упрямых, бесстрашных... Читаю письма, пьесы, дневники, систему, этику, смотрю огромное количество видео с любимыми моими, родными (хотя со многими я никогда в жизни не пересекалась), но считаю их своими родственниками, сестрами, братьями, мамами и папами. Станиславский, Чехов, Мейерхольд, Вахтангов, Фильштинский, Додин, Угаров, Дурненков... Хотя, как сказал на днях один очень уважаемый мною человек: «Галя, я твой фетиш не разделяю...». А жаль... «Мой фетиш» сейчас поможет точно в одном — продолжать любить человека. Я в этом уверена, убеждена и, конечно же, одержима», — пишет Галина Пьянова. 

Под крылом синей птицы
«Не бойся ретуши. Всегда говори правду!» — говорил своей дочери Наталии ее отец Илья Сац. Он же подарил ей свою защиту, написав музыку к сказке Метерлинка «Синяя птица». Птица счастья вела Наталию за собой, поддерживала ее дух в тяжелых ситуациях и трудных временах. Потому и мы видели на сцене в состоявшемся спектакле Синюю птицу постоянно — она то незаметно перелетала от одного изображения к другому, проявлялась в куклах на высоких шестах, кружила над головами зрителей. А еще 120 синих птиц встречали и будут встречать всех гостей в фойе театра, где по случаю 120-летия Наталии Сац представлена фотовыставка SATS TIME. Экспонаты для этой выставки предоставлены Государственным центральным театральным музеем имени А. Бахрушина города Москвы. Историко-документальная выставка впервые демонстрирует уникальные архивные документы и фотографии, раскрывающие историю жизни, становления и успеха Наталии Сац. Большинство экспонатов входит в фонд особо ценных документов. Выставка будет доступна зрителям всех спектаклей нового сезона. 

Также напомним, что ранее в Государственном академическом русском театре для детей юношества впервые в истории республики, города и главного детского театра Казахстана состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски Наталии Ильиничны Сац. Звезда режиссера освещает путь всего коллектива ТЮЗа, и свет ее распространяется намного дальше границ театра. А новый спектакль еще раз покажут в этом году 8 декабря. 

Фото Сергея Ходанова 

Читайте в свежем номере: