Известный тенор, заслуженный деятель Казахстана Меир Байнеш в начале этого года приступил к работе в качестве руководителя оперной труппы «Астана Опера». Как развивается оперное искусство в Казахстане, какие перспективы ждут молодых людей, выбравших путь классического певца? Об этом и многом другом — в интервью с маэстро.
— Насколько неожиданным стало для вас предложение возглавить оперную труппу столичного театра?
— Я даже не предполагал, что мне предложат занять эту должность. Директор театра Галым Ахмедьяров дал мне всего один день на раздумья. Обсудив все нюансы, плюсы и минусы, я решил, что нужно попробовать. Труппа полностью сформирована, я 20 лет работаю в театре, все свое, родное, поэтому и взялся за это дело. Я рад был принять вызов, чтобы вложить свои силы в развитие оперного искусства.
— Как ощущали себя, когда пришли в театр в новом качестве директора оперной труппы?
— Наверное, прежде всего чувствовал ответственность, потому что в оперной труппе работают 11 заслуженных деятелей Казахстана, кавалеры ордена «Курмет», обладатели молодежной государственной премии «Дарын», лауреаты многих международных конкурсов. А управлять звездами очень сложно, как вы понимаете.
— Повлияет ли новая должность на количество ваших выходов на сцену?
— Новая должность требует больше времени и усилий на организационные вопросы, однако я всегда буду стремиться поддерживать связь со сценой и продолжать выступать, когда это возможно. Я по-прежнему занимаюсь вокалом — это как для спортсмена тренировки, без этого уже трудно себя даже представить. Но сейчас для меня в приоритете познакомить публику с новыми именами, дать возможность молодым талантливым артистам выходить на сцену в спектаклях.
— Каково ваше видение развития оперной труппы «Астана Опера», задумываете ли вы какие-то изменения?
— Все мы стремимся к высоким идеалам. Конечно, хочется вносить новые спектакли в репертуар, привлекать вокальных коучей для работы с нашими певцами, работать над укреплением связей с международной аудиторией. Ежедневно мы трудимся над сохранением высокого качества представлений. Что касается состава труппы, то кардинально ничего менять не придется, все солисты трудолюбивые, работают в динамичном режиме. Приходится немного направлять молодых солистов — где-то похвалить, где-то поругать, но это наш обычный процесс.
— Каких кадров не хватает?
— Больная тема для всего мира оперы — нехватка меццо-сопрано и басов. У нас в труппе — замечательные баритоны, прекрасные теноры, мирового уровня сопрано, но, как и везде, не хватает этих редких голосов. Опору в этом вопросе составило молодое поколение артистов. Впереди у них длинный путь, их тоже, конечно, нужно растить, создавать им все условия.
— На что сегодня охотнее идет публика — на классический оперный спектакль или гала-программы?
— Интересы публики разнообразны, поэтому важно предлагать как классические оперные произведения, так и яркие гала-программы, чтобы удовлетворить разные вкусы аудитории. Гала-проекты, как правило, — это всегда новые номера, редко исполняемые произведения, поэтому на гала всегда аншлаги. На протяжении 11 театральных сезонов мы работали над формированием культурной среды столицы. У нас появились постоянные зрители, у которых есть любимые спектакли — жемчужины национальной классики «Кыз Жибек», «Биржан — Сара», «Абай» и другие. К слову, мы уделяем большое внимание развитию национального репертуара, и эти постановки являются нашей гордостью. Активность публики зависит не только от ее предпочтений, но и от многих факторов: день недели, в который будет показан спектакль или гала-концерт, каст исполнителей и многое другое. Поэтому мы должны исполнять все вне зависимости от того, на что зритель охотнее покупает билеты.
— Что самое актуальное и важное для театра в этом сезоне?
— Мы продолжаем укреплять связи со зрительской аудиторией, предлагая высококачественные и захватывающие спектакли, а также активно развиваем творческие аспекты работы театра для его долгосрочного процветания. То есть организовываем международные фестивали, гастрольные поездки — все то, что делает театральную жизнь насыщенной, в том числе, конечно, премьеры. Двенадцатый театральный сезон ознаменует появление нового названия в репертуаре — оперы «Айсулу» Сыдыка Мухамеджанова. Вся музыкальная часть спектакля — это шлягеры. Сейчас многие уже даже не знают, что это опера, воспринимают музыку как народную. Значит, произведение получило самую высокую оценку — любовь людей. Премьера приурочена к 100-летнему юбилею великого композитора, создавшего прекрасную национальную музыку. Уверен, что спектакль понравится публике.
— Легко ли сегодня молодым дарованиям пробиться на большую сцену?
— Непросто, потому что оперная деятельность все-таки узкоспециализированная. И «обновление крови» происходит каждые 10-15 лет. Состав труппы складывается из хороших баритонов, сопрано, меццо-сопрано, теноров и басов, которые могут представлять труппу на протяжении двух десятилетий. К примеру, алматинский театр имеет 90-летнюю историю, и за это время сменилось семь поколений основного каста звезд. В нашем театре был набор в 2013 году, и каст исполнителей сохраняется и сегодня. На сцене блистают Жанат Шыбыкбаев и Медет Чотабаев, Айгуль Ниязова и Талгат Мусабаев, Жупар Габдуллина и Салтанат Ахметова, Жаннат Бактай и Бибигуль Жанузак, Айзада Капонова и другие — они в самом расцвете творческих сил. Но мы готовим следующее поколение артистов. Это, например, оперный бриллиант Динмухамед Кошкинбаев, который подает большие надежды. Также Азат Малик, Алихан Зейнолла, Улпан Аубакирова, Назым Сагинтай — их вводим в несложные с вокальной точки зрения спектакли. Важно отметить, что при театре работает Международная оперная академия Astana Opera — это кузница талантов. Для академистов это отличная школа. Так, вчерашние выпускники