Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураТеатр

Новые встречи, новые имена

Предстоящие премьеры, подготовка к выпуску новых спектаклей, постоянная работа с коллективом и нескончаемые административные заботы — из всего этого складывается рабочий день директора столичного Государственного академического русского театра драмы имени Горького Айболата Жаудыра. Чем он и поделился с «НП» в эксклюзивном интервью. 

— Айболат Жангалиевич, в чем профессиональная разница — быть директором Казахского государственного академического музыкально-драматического театра имени Куанышбаева и Академического русского театра имени Горького? Каковы планы, задумки, задачи? 

— Основные задачи одинаковые, мир театра и есть мир театра. А вот в психологическом пространстве нужен настрой. Восприятие человека — это разные подходы, которые надо смотреть и чувствовать. Все, что касается постановок, это потребность зрителя и общества, наверное. Здесь задача исходит от нынешнего момента, потому что казахскоязычное общество сейчас требует другие спектакли. Например, в патриотическом плане, историческом, воспитательном. У русскоязычного населения другие требования. Они близки к классике, отечественным произведениям. В то же время тут можно говорить о золотой середине. И задачи надо ставить, учитывая все эти потребности. 

— Из чего складывается ваш рабочий день здесь, в этом театре? Отличается ли он от вашего предыдущего места работы — Казахского музыкально-драматического театра имени Куанышбаева? 

— Пожалуй, нет. Когда я прихожу на работу, в первую очередь, смотрю на государственный флаг — хорошо ли он установлен. День начинается с чистоты и порядка. Потом приступаем с коллективом к решению творческих вопросов. Тем более что ремонт завершился, коллектив рад, что вернулся в родной дом. Ведь ремонт — это нестабильность, перекочевка с одной сцены на другую. Все это давало нагрузку на актеров в психологическом плане. Но сейчас, надеюсь, наступает возрождение, творческий процесс пойдет лучше. У актеров внутри появилась гармония, настрой на работу, созидание, передачу любви к зрителю. Это самое главное, как и то, что у нас теперь все должно получиться. Сегодня идут поиски разных направлений — что будем ставить, приглашаются режиссеры, в том числе именитые. Недавно состоялась премьера спектакля «Брак по-итальянски». 

— Как вас встретил зритель после столь долгого ожидания? Какие спектакли сегодня наиболее востребованы? 

— Можно сказать, все постановки. Публика с удовольствием приходит и на детские, и на вечерние спектакли. Люди соскучились. Вообще, после пандемии сознание зрителей поменялось, и сейчас во всех театрах нет билетов, на премьеры попасть трудно. Думаю, это хороший знак. Но хотелось бы, конечно, поддержки и со стороны государства. Во-первых, давно пришло то время, когда необходим закон «О театре и театральной деятельности». Он нужен как воздух. Верите ли, он есть во всех странах СНГ, кроме Казахстана. Тогда как наши «судьбы» прописаны только в Законе «О культуре», всего в двух-трех статьях. То есть создавать закон нужно практически с нуля. Я думаю, мы все должны объединиться, в том числе и СТД Казахстана (республиканское общественное объединение «Союз театральных деятелей Казахстана». — Прим. редакции), Ассоциация театров Казахстана, Ассоциация критиков Казахстана, Министерство культуры. 

Потому как ситуации много лет, и никак она с места не сдвинется, хотя мы все об этом говорим. Из-за этого во многих театрах дают о себе знать конфликтные ситуации, а точнее, встает вопрос: кто главный в театре? Директор? Худрук? Оба? Конечно, можно ответить, что каждый — в своей сфере, но по существующему Закону «О культуре» вся ответственность лежит на директоре. Считается при этом, что директор — человек не творческий. Тогда как, например, в российских законах прямо прописано, кто возглавляет театр: директор в единственном лице или директор с худруком. Если второй случай, то худрук стоит выше, и он выбирает директора. У нас такого нет. Это большая ответственность, особенно в финансовом плане, которую худруки не хотят брать на себя. Однако хотят делать все, что им хочется, безгранично, только чтобы за это отвечал другой человек. Еще хочу отметить, что сегодня в стране очень хорошо развиваются частные театры, например в Алматы. Однако они работают как ИП, про них не написано ни в одном законе. Они просто платят налоги, а со стороны государства для них нет никаких грантовых систем. А ведь можно было бы как-то им помочь. И ввести такую систему не только для частных, но и для репертуарных театров. 

К тому же это интересно — стараешься, выигрываешь грант, а потом делаешь задуманный проект. Также это может стать стимулом для актерского состава, для коллектива. 

— Вернемся к зрительским предпочтениям. У вас были прекрасные спектакли на историческую тему. Сейчас вы планируете поставить что-либо в подобном ключе? 

— На восстановление любого спектакля влияет, в первую очередь, уход актеров. Так, недавно ушла Наталья Лысенко, сообщив, что она «будет заниматься другими делами». Скоро уйдет и Сергей Маштаков, который уезжает в Россию на ПМЖ. Все это дает сбои в нашей работе, хотя мы и стараемся сохранить спектакли, в которых они играли, вводя туда новых людей. Но это тяжело: тебе надо заниматься новым спектаклем, а у тебя отнимают время вводы. Вот разве что сейчас есть, например, Юрий Козулев, он приехал из Алматы, из театра имени Лермонтова. Помимо того, что он актер, выполняет функции завтруппы. 

Что касается финансового сопровождения, то денег выделяется даже не столько, сколько необходимо, не говоря уже о том, сколько хотелось бы. Например, на постановку одного спектакля дают четыре-пять миллионов тенге. Но хорошие режиссеры запрашивают хорошие гонорары. А нам их надо приглашать, потому что это важно для роста актеров, поднятия творческой планки. Пытаемся искать спонсоров, но и тут тоже не все просто, потому что за рубежом, например, тем меценатам, кто помогает учреждениям культуры, предлагают другую налоговую политику. А у нас в республике такого нет.

— Скоро праздник Великой Победы. У вас в театре есть постановка «Алия». Расскажите, пожалуйста, об этом. 

— Автором является драматург, художник-постановщик Канат Жунусов, а поставил спектакль режиссер Игорь Седин. Так что оба — авторы постановки, которая посвящена Герою Советского Союза Алие Молдагуловой. Спектакль идет у нас второй год, думаю, что в этом или в следующем году, во время Дней культуры Казахстана в Китае, мы предложим его на просмотр в КНР. Добавлю, что в постановке в роли Алии дебютировала Айжулдыз Халикова, которая внешне очень похожа на главную героиню даже почти без грима. Было бы замечательно, наверное, и фильм с ней создать. 

— До конца сезона планируете какие-либо премьеры? 

— Сейчас готовится постановка, рабочее название которой «Любовь к трем апельсинам». Возможно, в ней будет много изменений, некая коллаборация — режиссером является Игорь Седин, который занимается текстом и скоро должен приступить к репетициям с театральной труппой. Кроме того, зрители увидят новую сказку «Ер-Тостик», которую мы хотим приурочить к проведению сентябрьских Игр кочевников. В-третьих, все знают об акции «Астана — город без наркотиков», на эту тему мы также планируем создать спектакль. 

Также думаем сотрудничать с московским ГИТИСом. Надеюсь, получится осуществить несколько поддерживающих проектов. 

Фото предоставлено Русским драмтеатром имени Горького 

Читайте в свежем номере: