В столичном театре состоялась премьера комической оперы «Айсулу». Произведение, созданное Сыдыком Мухамеджановым в 1964 году, и сегодня по праву занимает место в истории как первое комическое произведение национального музыкального театра, очаровывающее своей искренностью, юмором и оптимизмом.
Талантливые либреттисты Канабек Байсеитов и Куандык Шангитбаев создали сюжет о целинниках, наполнив его теплотой и наивностью, а также добавив комедийные коллизии. Эта жизнерадостная атмосфера оказалась особенно актуальной для аудитории 1964 года, когда на сцене блистали выдающиеся мастера Ермек Серкебаев и Роза Джаманова, Абай Байтугаев и многие другие. «Айсулу» отразила и талант Мухамеджанова как первопроходца в новом для казахской музыки жанре. Создав первую комическую оперу, он заложил основу для дальнейшего ее развития, показал, как национальные музыка и драма могут слиться в произведении, которое обращается к самым искренним чувствам.
Между тем за 60 лет с момента первого показа «Айсулу» было поставлено около 10 различных версий оперы. Какие-то из них были более удачными, какие-то менее. Но в «Астана Опера» к 100-летнему юбилею Сыдыка Мухамеджанова обратились именно к этому произведению, создав свою версию. Было решено восстановить сценическую драматургию в полном объеме. Для этого проводилась кропотливая работа в архивах, исследовались рукописи композитора и либреттистов. Восстановленные сцены позволили по-новому ощутить глубину и размах музыкальной драматургии, бережно сохранив ее комический тон и легкость.
В центре сюжета — амбициозный юноша Серке, мечтающий о высшем образовании и успешной карьере. Он влюблен в девушку Айсулу — первую красавицу и образцовую работницу колхоза, о ее заслугах пишут в газетах, а ее портреты выходят на первых полосах.
Постановка открывается сценой вокзала — символом движения, надежды и новых начинаний, что ярко подчеркивает режиссерскую концепцию Еренбака Тойкенова, основанную на динамике. В первом акте — живописная картина вокзала, где царит оживленная атмосфера. Здесь Серке встречает продавца газет, который и подсказывает, как можно попасть в Дом ученых, в котором проживает новоиспеченный кандидат наук Хасен. Он должен помочь юноше поступить в университет.
Сцена празднования защиты диссертации Хасена переносит зрителей в советскую эпоху, где музыка, шампанское и другие детали того времени создают живой портрет недавнего прошлого. Серке, войдя в кураж, рассказывает всем о своем знакомстве с Айсулу, ее успехах и красоте, про которую говорят все в городе. Он делится с Хасеном и Аубакиром тем, где она живет, но вскоре осознает, какую ошибку совершил.
Комичны поиски Хасена и Аубакира, которые попадают в запутанную историю из-за сестер Айсулу — Жансулу и Нурсулу. Пытаясь оставить парней работать в колхозе, председатель выдает сестер за Айсулу, что приводит к череде забавных и романтических ситуаций.
Финал постановки достигает апогея комедийного жанра, когда Серке решает разыграть всех, инсценировав собственную смерть. Сцена, где герои и зрители вместе переживают горе от «утраты», а затем радость возвращения Серке, становится моментом катарсиса. Растерянная Айсулу в конце концов прощает его, любовь в очередной раз побеждает. Завершение спектакля — торжественные свадьбы, где три пары обретают друг друга.
Опера «Айсулу» в исполнении солистов театра «Астана Опера» раскрылась как музыкально и драматически цельное произведение, органично соединяющее вокальное мастерство, актерскую выразительность и новаторское режиссерское видение. Партия главной героини, исполненная кавалером ордена «Құрмет» Айзадой Капоновой и Назым Сагинтай, заслуживает всяческих похвал. В знаменитой арии Айсулу певицы демонстрировали исключительное владение динамикой и фразировкой, передавая искренность и глубокую эмоциональную наполненность образа. Их вокальная техника сочеталась с точной актерской игрой, подчеркивающей идеалы трудолюбия и искренности, характерные для советского времени.
Тогда как роль Серке блестяще исполнили баритоны Динмухамед Кошкинбаев и Талгат Галеев. Богатая звуковая палитра и точность интонаций позволили им создать яркий образ амбициозного юноши, чьи мечты и стремления сталкиваются с искренними чувствами к Айсулу. Друзья Серке — Хасен и Аубакир — в исполнении Шынгыса Расылхана, Ержана Саипова, Талгата Аллабиринова и Артура Габдиева добавили постановке элементы юмора и легкости. Их ансамбли отличались слаженностью, вокальной свободой и богатством тембров, создавая живые образы молодежи того времени.
Яркими вокальными и сценическими эпизодами запомнилось исполнение партий Жансулу и Нурсулу, представленных Жаннат Бактай, Асем Сембиной, Татьяной Вицинской и Салтанат Муратбековой. Сопрано и меццо-сопрано артисток звучали в идеальном ансамбле, украшая музыкальную ткань спектакля остроумием. Маленьких ролей не бывает, что доказали исполнители партий Милиционера и Продавца газет — Султан Бакытжан, Академика — Валерий Селиванов и Болат Есимханов, Абдикадыра — Жанат Шыбыкбаев и Валерий Селиванов.
Все артисты умело вошли в комические роли. Пожалуй, секрет этого кроется в том, что уже более пяти лет на сцене Камерного зала успешно реализуется проект Театр Piccolo, дающий им большие возможности раскрывать и улучшать свой комедийный талант.
Целостность произведения подчеркнул симфонический оркестр театра под управлением дирижера-постановщика Абзала Мухитдина, осуществившего новую музыкальную редакцию. Маэстро сумел выявить тончайшие эмоциональные нюансы партитуры, гармонично соединяя лирические и массовые сцены.
Отдельного внимания заслуживает работа хора под руководством главного хормейстера «Астана Опера» Ержана Даутова. Коллектив создавал атмосферу эпохи, подчеркивая коллективный дух всех массовых сцен.
Художественное оформление спектакля, созданное Софьей Тасмагамбетовой и Павлом Драгуновым, правдоподобно воссоздало жизненные реалии 60-х годов. Множество деталей — оформление вокзала, алматинских квартир, сцен колхоза, яркие и разнообразные костюмы — органично дополняли музыкальное повествование. Световые решения Сергея Шевченко и проекции Павла Суворова сделали спектакль выразительным, идущим в ногу со временем.
Другими словами, опера «Айсулу» Сыдыка Мухамеджанова благодаря режиссерской изобретательности, профессионализму всей постановочной группы и мастерству артистов приобрела новое дыхание. Остается пожелать ей счастливой жизни на сцене!
Фото пресс-службы театра «Астана Опера»