Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
КультураТеатр

Муки царя

Страх и ненависть “Саула” в артхаусной постановке венского театра “Ан Дер Вин”

На большом экране в Алматы покажут ораторию «Саул» Генделя, записанную со сцены знаменитого театра «Ан дер Вин». В переосмыслении режиссера-постановщика Клауса Гута библейская история о погубленном собственной завистью царе Израиля Сауле переносится в исполненное брутализма пространство и обрастает слоями современного контекста. 

Пока израильтяне превозносят юного Давида, сразившего Голиафа, восхищение Саула сменяется гневом, а затем и пожирающей его изнутри завистью. Представив борющегося за крупицы оставшейся власти стареющего диктатора и все увереннее захватывающего трон пылкого Давида, создатели поднимают важнейшие вопросы о природе свободы и власти. 

оратория Саул (4).jpg

Гендель, родившийся в Германии, в 1712-м перебрался в Лондон, где пользовался большим успехом как композитор итальянских опер. Однако его возможности переложить английские тексты на музыку были более ограниченными. Поначалу он пишет церковные гимны и две сценические работы, а ближе к 1730-му уже сочиняет вокальную музыку на английские слова для различных королевских случаев, включая набор коронационных гимнов для Георга II. 

«Саул» — вторая крупная оратория Георга Фридриха Генделя, исполняемая на английском. До нее композитор создал «Эсфирь» — также основанное на библейской истории произведение. Однако епископ Лондона не разрешил его разыгрывать в задуманной форме, потому пришлось обойтись лишь концертной версией, лишенной актерского состава и сценических приемов. 

К 1738 году Гендель начал сталкиваться с трудностями в поддержке своих итальянских оперных сезонов в Лондоне. В это же время он стал сотрудничать с Чарльзом Дженненсом, богатым землевладельцем, меценатом и страстным поклонником искусства. Дженненс не только предоставил тексты для нескольких ораторий композитора, но также написал оригинальный английский текст для «Саула». 

оратория Саул (6).jpg

Его тексты были хорошо продуманными, насыщенными ярко выраженными персонажами и драматическими событиями. 

Музыка к «Саулу» была завершена к сентябрю 1738-го. Гендель задумал оперу грандиозного масштаба, а потому использовал большой оркестр с множеством необычных для того времени инструментальных эффектов. Среди них были карильон (инструмент, имитирующий звук колоколов) — специально сконструированный орган, который сам играл во время работы, тромбоны (необычные для оркестра в то время), большие литавры, заимствованные из лондонского Тауэра, дополнительные деревянные духовые и соло на арфе. 

оратория Саул (5).jpg

Английский музыковед Уинтон Дин отмечал: «Превосходство либретто и сила музыкальной характеристики Генделя сливаются воедино, чтобы сделать «Саула» одним из величайших шедевров драматического искусства, сравнимым с «Орестеей» и «Королем Лиром». 

На экране алматинцы застанут постановку, записанную со сцены венского театра «Ан дер Вин». Обладающий богатой историей, театр располагается на улице Линкстрассе, по которой проходит длинный рынок Нашмаркт. 

Театр был основан в 1801-м, и в его стенах прошли премьеры важнейших оперных произведений Бетховена, Марии фон Вебер, Вагнера и других. Сейчас в нем нет постоянной труппы и спектакли ставятся по фестивальному принципу, а потому оказываются такими ценными для театралов. 

оратория Саул (2).jpg

Обросшая легендами древняя библейская история, переосмысленная воображением немецкого постановщика Клауса Гута, легко находит себе место среди переплетений современных судеб. Саул, первый царь Израиля (Флориан Беш), уже постаревший и лишившийся своей прежней силы, встречает юного пастуха Давида, который с легкостью убивает великана Голиафа и приносит победу иудеям. Столь внезапно явившийся герой вызывает у Саула ужас и ярость, особенно потому, что Давид не только способен на монументальные подвиги, но и обладает энергией и статью, которые так искусно запечатлел в мраморе Микеланджело. 

Контратенор Джейк Ардитти, исполняя роль Давида, воссоздает образ праведного и полного надежды героя. Его голос нежен, а актерская игра искрометна. К нему безошибочно тянутся даже дети стареющего Саула, не только духовно, но и чувственно. Сдержанный Ионфан (Руперт Чарлзуорт), высокомерная Мерова (Анна Прохазка), жаждущая любви Мелхола (Джулия Семенцато) — все они стремятся обрести просветление через близость с Давидом. 

оратория Саул (1).jpg

Хор имени Арнольда Шенберга, играющий едва ли не ведущую роль в оратории, становится и оценивающим элементом, совсем как в греческой трагедии. Работу дирижера Кристофера Мулдса, известного своими достижениями в Большом театре, высоко оценивают за виртуозность и направленность на раскрытие скрытых смыслов партитуры. 

По темпу и атмосфере постановка напоминает страстный, тщательно прописанный артхаусный фильм, который еще надолго останется со зрителем. 

Алматинским почитателям оперного искусства посчастливится увидеть постановку Клауса Гута на большом экране впервые. Спектакль, показ которого проходит в рамках проекта Theatre HD, представлен на английском языке и сопровождается русскими субтитрами. Рекомендуемый возрастной рейтинг — «18+». 

Фото организаторов

Читайте в свежем номере: