В преддверии премьеры оперы Антонио Вивальди «Неистовый Орландо», которая состоится в предстоящие выходные в столичном театре «Астана Опера», кипит работа. Спектакль готовят с особым энтузиазмом. Это первая постановка барочного шедевра Вивальди на казахстанской сцене, и каждый уголок театра живет его подготовкой.
Мастера из пошивочного, бутафорского, реставрационно-поделочного цехов воплощают в жизнь эскизы художника-постановщика из Италии Мананы Гуниа, создавшей уникальные образы героев, а в зале проходят репетиции, где артисты вживаются в свои роли.
Некоторые из них отправились на примерку в пошивочный цех. Там, на вешалках, не просто исторические костюмы. Каждый из них отсылает зрителя в эпоху позднего рококо, конец правления Людовика XVI, когда на закате старого режима и зарождения французской революции зримо проявлялась граница между уходящей эпохой и наступающим новым миром. Именно этот период был выбран для постановки, чтобы передать уникальную атмосферу произведения.
По задумке Мананы Гуниа костюмы помогут показать перевоплощение героев.
— Согласно либретто, созданному по мотивам поэмы Ариосто, в опере центральная фигура — Орландо. Он не просто паладин и рыцарь. Он — военный, закаленный в боях герой, который дослужился до звания генерала. Перед нами не юный романтичный персонаж, а зрелый мужчина, прошедший все ужасы войны. Его внутренний конфликт и путь к безумию станут главной линией спектакля, а перевоплощение героя, выраженное через костюм и игру артиста, будет развиваться по ходу действия. Орландо переживает этапы от легкого преследования до параноидальной шизофрении, которые заканчиваются катарсисом. Особое место в этом превращении занимает сцена безумия: герой раздевается, босиком носится по сцене, разрушая все вокруг. Это кульминация его душевного крушения, которое наступает после того, как он осознает, что Анжелика — не тот идеал, который он себе создал. Сцена безумия сложна и динамична: на фоне стремительного развития сюжета происходит смена костюмов и эмоциональных состояний героя. Технические сложности, с которыми сопряжена постановка, обещают преодолеть благодаря профессионализму артистов. Молодые исполнители точно передадут все богатство и сложность образа Орландо, а роскошные костюмы в стиле позднего рококо с элементами барокко помогут воплотить в жизнь всю грандиозность происходящего на сцене, — поделилась художник.
Не может не привлечь и костюм волшебницы Альчины. Это главная героиня, которая по замыслу постановщиков будет алхимиком. Ее наряд — воплощение тайных сил.
— В глубинах мрака и загадок в своем замке живет Альчина — колдунья, чьи молодость и сила черпаются из сердец, которые она безжалостно похищает. Ее вечность построена на обмане и манипуляциях. Она влюбляет в себя, а затем уничтожает своих жертв — мужчин, очарованных ее красотой и чарами. Их сердца — не просто символ ее побед, а материальная коллекция ее бессмертия, собранная на стеллажах на сцене. Альчина носит платье, как из далекой эпохи ее истинной молодости. Огромный кринолин, украшенный потеками крови и вышитыми сердцами, напоминает о ее темных деяниях. На ее платье сверкает массивная брошь, изображающая уже ее собственное сердце — олицетворение силы и власти, которое она готова вырвать в любой момент, оставляя за собой следы крови, тонко изображенные бисером и стеклярусом. Этот костюм — не просто наряд, а трансформирующийся символ ее перевоплощений, где каждое движение добавляет или убирает детали, меняя облик в зависимости от ее мрачных интриг. Так, сердце, закованное в латы, становится символом этой постановки. За фасадом Альчины скрываются ее истинное лицо, ее душа, которую воплощает артистка миманса. Эта душа — уродливое, разрушенное создание, отражающее внутреннюю сущность колдуньи. Полурептилия, полускелет, она постоянно присутствует на сцене, повторяя за Альчиной движения и принося сердца ее жертв. Грим и парик превращают ее в живого мертвеца — тень, которая беспрестанно напоминает о настоящей природе колдуньи.
Этот образ — зловещая двойственность между внешней красотой и внутренней тьмой, где Альчина продолжает сохранять иллюзию молодости, несмотря на свое истинное безобразное лицо, — сказала Гуниа.
Между тем можно увидеть и много военных костюмов. Вероятно, потому, что большинство героев — это воины. Артисты, пришедшие на примерку, говорят, что в процессе спектакля их ждет очень много переодеваний, которые происходят буквально за минуты. Но благодаря тщательным расчетам времени на переодевания костюмы сшиты так, чтобы их можно было как можно быстрее сменить. Особый интерес представляет второй персонаж миманса. Он привлекает внимание своими перьями. Оказывается, это наряд фигуры без слов и без вокала — злого духа, слуги Альчины, который помогает ей в ее темных деяниях. Он одет как крылатый змей, с перьями черного ворона, змеями, ползающими по нему, и зловещим шлемом, создающим очень мрачный образ.
Как выяснилось, кульминация наступает в момент смерти Альчины. Этот слуга первым предает свою госпожу, осознав, что она теряет свою магическую силу и обречена. Орландо, заменяя Альчину, получает в наследство магический плащ, символизирующий переход силы. Слуга накрывает Орландо этим плащом, и магия Альчины передается ему. На сцене разыгрывается метафора: сила злого гения переходит к новому носителю, благородному и доброму человеку. Однако финал остается открытым. Неясно, пойдет ли Орландо по темному пути или будет использовать полученную силу во благо.
Интересно, что немалую роль в создании визуальной магии постановки играют бутафоры театра. Они словно творят свою алхимию — заливают формы для шлемов, вытачивают кирасы и отливают детали костюмов. Мастера не уступают скульпторам, создавая реквизит, который будет выглядеть правдоподобно на сцене. Да, декорации постановки минималистичны, но наполнены символикой. Одни из самых выразительных — коллекция забальзамированных сердец, которые реагируют на магическую силу Альчины.
— Когда она теряет магию, сердца начинают угасать. Это будет очень красиво и интерактивно, — подчеркнула Гуниа. А еще на сцене оживут замок Альчины и ее лаборатория, где алхимические эксперименты и оккультные обряды сыграют центральную роль в сюжете. Доминирующий красный цвет — символ крови — придаст постановке особый настрой: от алого до темно-вишневого цвета. Все его оттенки оживут в костюмах и декорациях, создавая неповторимый визуальный мир.
По замыслу организаторов премьера обещает стать настоящим событием, где музыкальная сила Вивальди, роскошь костюмов и декораций создадут ту самую атмосферу, которая должна будет погрузить зрителя в удивительный мир барочной оперы.
Фото пресс-службы театра «Астана Опера»