Фестиваль, зародившийся в 2016 году, с каждым сезоном укреплял свои позиции, продолжая радовать публику в 2017, 2018 и 2019 годах. Однако пандемия временно приостановила его развитие. Возрождение в 2023 и 2024 годах стало символом возвращения к жизни: тогда на сцену вышли артисты, чьи таланты долгое время оставались в тени из-за глобального кризиса.
В 2025 году фестиваль отметил свою седьмую годовщину, представив лучшие постановки, пополнившие репертуар театра в предыдущие два сезона. На церемонии закрытия были объявлены победители, удостоенные специальных призов. Награды вручили не только создателям спектаклей, но и тем, кто внёс значительный вклад в историю театра, подчеркнув преемственность поколений и ценность коллективного труда.
«Altyn Saqa – 2025» вновь подтвердил статус площадки, где традиция встречается с новаторством, а трудности становятся трамплином для творческих прорывов. Фестиваль завершился, но, как и всегда, оставил за собой шлейф вдохновения — и обещание новых открытий в будущем.
В состав авторитетного жюри VII внутритеатрального фестиваля «Altyn Saqa – 2025» вошли признанные деятели театрального искусства, чьи имена стали гарантом объективной и глубокой оценки.
Возглавила комиссию Сания Кабдиева — председатель Казахстанской секции Международной Ассоциации театральных критиков, заслуженный деятель Казахстана, театровед и педагог с учёной степенью кандидата искусствоведения. Её многолетний опыт анализа театральных процессов задал тон профессиональным дискуссиям.
Коллегами Кабдиевой стали:
Нияз Игламов — театральный критик, куратор, советник Министра культуры Республики Татарстан и председатель Общественного совета при Министерстве культуры РТ. Эксперт с впечатляющим портфолио: от кураторства в «Золотой маске» и БВДФ до участия в фестивалях «Арт-миграция», «Науруз» и «Шомбай-фест».
Айсылу Сагитова — кандидат искусствоведения, доцент Уфимского государственного института искусств имени Загира Исмагилова, чьи исследования в области теории театра добавили научной строгости в оценки жюри.
После каждого показа члены жюри проводили детальные обсуждения с режиссёрами, актёрами и творческими командами. Эти встречи превратились в лабораторию идей: эксперты не просто давали обратную связь, но и предлагали художественные решения, делились опытом участия в международных проектах.
«Для нас важно, чтобы фестиваль стал не конкурсом, а пространством роста», — отметила Сания Кабдиева в интервью по итогам мероприятия.
На торжественном закрытии фестиваля артисты театра получили награды в нескольких номинациях, сопровождаемые денежными призами. Специальные премии также вручили ветеранам театра, чей вклад в его развитие остаётся незримым фундаментом сегодняшних успехов.
Гульжамал Казахбаева – награда имени Салимы Саттаровой за роль «Человека театра» в спектакле «Улпан»;
Лидия Каден – награда имени Салимы Саттаровой за роль Мамы в спектакле «Мама»;
Зейнабиль Жомарт – награда имени Байдибека Калтаева;
Ерлан Карибаев – награда имени Мурата Косыбаева;
Ерден Жаксыбек – награда имени Турсына Куралиева;
Рахман Омаров – «Лучшая мужская роль второго плана»;
Анар Адилова – «Лучшая женская роль второго плана»;
Рабина Бельгибаева – номинация «Дебют» за роль молодой Улпан в спектакле «Улпан»;
Шугыла Ешенова – номинация «Надежда» за роль Раечки в спектакле «Раечка»;
Нариман Егимбеков и Аида Жантилеуова – номинация «Лучший дуэт» за роли Джерри и Гитель в спектакле «Сені сүйем»;
Толкын Нурбекова – номинация «Лучшая женская роль» за роль Улпан в спектакле «Улпан»;
Асет Имангали – номинация «Лучшая мужская роль» за роль Есенея в спектакле «Улпан».
Работа жюри подчеркнула ключевую миссию «Altyn Saqa»: фестиваль стал не только смотром достижений, но и мостом между поколениями, теорией и практикой, локальным и глобальным театральным контекстом.
«Здесь рождается тот редкий синтез, когда традиция не консервируется, а переосмысливается через призму современного языка. Мои впечатления от фестиваля исключительно позитивные, — поделился Нияз Игламов, член жюри и советник Министра культуры Татарстана. — Прежде всего, поражает разнообразие репертуара: зарубежная классика, национальное наследие, современная драматургия — всё это создаёт многоголосую палитру, которая говорит со зрителем на универсальном языке искусства. Актёры заряжены на диалог, они не боятся экспериментировать со сценическими системами — от психологического театра до условных форм. Это не просто исполнители, а соавторы, готовые вовлекать зал в сложные темы. Даже в камерных работах чувствуется режиссёрская рука и чёткий замысел. Например, «Улпан» и «Раечка» — спектакли, где метафора не подавляет эмоцию, а усиливает её. А «Три сестры» и «Двое на качелях» — примеры того, как классика обретает новое дыхание через современную оптику. Фестиваль не развлекает, а провоцирует на размышление. В этом его сила — и одновременно вопрос: как такие смелые работы будут восприняты в долгосрочной перспективе? Лично я не берусь прогнозировать, ведь алматинский зритель — аудитория с уникальным вкусом, который ещё предстоит изучить».
О спорных моментах и скрытых жемчужинах
Нияз Рауфович осторожно прокомментировал спектакль «Чемпион»: «Эта работа, на мой взгляд, требует доработки — возможно, большей ясности в конфликте или смелости в стилистике. Но даже она — часть общего пазла, который демонстрирует, как театр ищет себя в разных жанрах».
Отвечая на вопрос о ярких исполнителях, эксперт отказался выделять отдельных артистов: «Здесь нет слабых звеньев. Каждый — будь то характерный актёр или лирический герой — привносит в спектакль свою «изюминку». Это тот редкий случай, когда ансамбль работает как живой организм, а не набор звёзд».
«Altyn Saqa — 2025» стал для меня открытием, — резюмировал Игламов. — В Казахстане сегодня рождается театр, который не боится спорить с собой, и это главный признак здоровья. Думаю, через пару лет мы увидим здесь проекты, о которых заговорит весь регион».
Сания Кабдиева: «Фестиваль — это лаборатория профессионального роста»: «Организация фестиваля подтвердила высочайший уровень менеджмента в театре, — отметила Сания Кабдиева, председатель жюри и заслуженный деятель Казахстана. — Директору удалось создать не просто событие, а точный механизм, где каждая деталь работает на результат. Это редкий пример, когда административная чёткость не подавляет творческую свободу, а усиливает её». Несмотря на насыщенную фестивальную программу, все спектакли прошли при полных залах. «Публика голосует ногами, — подчеркнула Кабдиева. — То, что зрители ежедневно заполняли пространство театра, говорит о доверии к его репертуару и умении говорить на актуальные темы. Это диалог, где сцена и зал — равные участники».
Особо эксперт выделила решение пригласить зарубежных критиков: «Обычно жюри формируется из местных специалистов, но в этом году организаторы сознательно вышли за рамки. Гости из-за рубежа привезли не только знания о мировом театре, но и глубокое понимание центральноазиатского контекста. Такой синтез — это катализатор для рефлексии: артисты и режиссёры смогли увидеть свои работы через призму глобальных трендов, не теряя связи с локальной идентичностью».
Сания Дуйсенхановна уверена, что открытые диалоги после спектаклей стали ключевым элементом фестиваля: «Когда критик из другой страны задаёт вопрос о культурном коде вашей постановки — это заставляет задуматься. Такие беседы — не экзамен, а возможность переосмыслить свой подход. Уверена, творческие команды унесли с собой не только аплодисменты, но и идеи для будущих экспериментов. Altyn Saqa — 2025» доказал, что театр не боится сложных вопросов. Здесь нет места самолюбованию: есть жажда развития. И приглашение иностранных экспертов — не жест вежливости, а стратегический шаг. Теперь важно сохранить этот импульс, чтобы в следующем году фестиваль стал ещё и площадкой для копродукций с коллегами из других стран».
Нурлан Акмарал