В начале февраля поэтесса, драматург, продюсер и писательница Карина Сарсенова подарила театралам блестящую постановку «Вселенная души». Это масштабный, полный целительной силы музыкально-поэтический спектакль, в котором задействованы ведущие артисты, музыканты, певцы и танцоры. Исследуя становление человека с малых лет и до преклонной старости, сюжет рассказывает о бессмертии души каждого из нас. Нам удалось побеседовать с режиссером-постановщиком спектакля Галиной Ефимовой.
Продюсером и драматургом постановки «Вселенная души» выступила известная казахстанская писательница, поэтесса, телеведущая Карина Сарсенова, чьи пронзительные стихотворения легли в основу спектакля. В нем задействованы Роман Чехонадский, Айжан Нурмагамбетова, Михаил Токарев, Аида Аюпова, Асем Копбаева, Семен Баев, Владислав Букаткин, Гульнар Камалова, Дарья Губерт, Тимур Иманджанов, Никита Коньшин, Ришад и Рашид Сарсеновы, а также вокальный ансамбль «Элегия» под руководством Анастасии Мельник.
Премьера спектакля состоялась на сцене театра авторского мюзикла TRIUMFF в Caspian University 10 февраля. Накануне второго показа, который зрителям посчастливилось увидеть 30 марта, мы побеседовали с режиссером-постановщиком и автором музыки Галиной Ефимовой, которая прошлой осенью ставила социальную драму Карины Сарсеновой «Бьет значит любит?!»
Пятничный вечер, и время близилось к генеральной репетиции. Зал бурлил жизнью. Несмотря на то, что, как Галина Викторовна сама признается, ей по душе скорее не рассуждать о своей работе, а показывать ее плоды на сцене, режиссер радушно согласилась на наше интервью.
— Расскажите, как вы с Кариной Рашитовной искали верную концепцию. С чего все началось и как сильно изменился спектакль со своей изначальной идеи?
— Мне очень хотелось сделать спектакль, в котором бы звучали стихи Карины Рашитовны. Она подарила мне несколько своих сборников, и они мне не давали покоя. Я, каждый раз перечитывая, открывала ее заново для себя. Считаю, что она очень большой талантливый глубокий философский поэт. Ранее ее стихи в песнях звучали в другом нашем спектакле, а здесь хотелось сделать так, чтобы было очень много стихов. И вот у меня в голове как-то выстроились две темы — тема любви и тема души. Я поделилась этим с Кариной Рашитовной, и мы остановились на теме души.
Она предложила название «Вселенная души». А название, естественно, обязывает, так что я должна была подумать, как бы эти стихи интересно сложить. Я очень рада, что выбрала именно эти стихи и они драматургически сложились в такую историю. Если говорить о концепции, то для меня самым главным было, конечно, то, о чем мы иногда и не говорим. Что же главное? А главное ведь — это душа. Вы знаете, я как-то маленькую девочку спросила: «Как ты считаешь, как нужно прожить жизнь?». И вдруг этот ребенок меня потряс. Она сказала: «Нам надо хорошую душу иметь». Я продолжила: «А ты считаешь, что есть плохие души?». Она ответила: «Да, есть разные». И вот этот ее посыл у меня где-то глубоко внутри засел с тех пор. Неспроста ведь говорят, что душа светлая, темная, черная. Так из этих мыслей и встреч возникла идея. Я счастлива, что ее удалось осуществить в этом театре и с этими актерами.
— Какое ваше любимое стихотворение из тех, что вы помогли воплотить на сцене в спектакле?
— Для меня, наверное, все любимые. Но одно из них появилось в спектакле буквально за неделю до премьеры. Мне казалось, что чего-то не хватает, нужна какая-то кульминация, нужно обращение в зал. И вот мы репетируем, уже готово все, мы выходим на финишную прямую, а я опять начинаю перелистывать сборники, и мне попадается стихотворение «Есть еще время...» Вы знаете, оно для меня центральное, потому что, когда герой обращается в зал и говорит, что у нас еще есть время, никто не знает сколько — дни, часы, мгновенья, но за это время можно еще многое сделать и пережить. Я считаю, что стихотворение просто гениальное, потому что это обращение к каждому человеку на земле. Потому что, как бы низко ты ни пал, что бы ни натворил, что бы в твоей жизни ни происходило, можно остановиться и попробовать начать новую жизнь, не совершать больше тех ошибок, попробовать сказать добрые слова, признаться в любви, быть искренним. Всегда есть эта возможность. И, наверное, второе любимое, которое стало песней, — «Как обезлюдела душа». Вы только послушайте само это выражение. Как такое придумать? Мне кажется, разбирая это стихотворение, можно написать научную работу. Оно настолько сильное, настолько глубокое, настолько точное...
— В спектакле задействованы артисты Театра имени Лермонтова, Театра имени Н. Сац, шоу-балета Vivat, Театра авторского мюзикла TRIUMFF, певцы, музыканты и танцоры. Было сложно координировать столь разноплановых исполнителей?
— Нет, у меня очень большой опыт в съемке сериалов, фильмов, который пригодился. Очень важно, чтобы была хорошая атмосфера. Все остальные вопросы решаемы. Да, артисты очень разные. Конечно, с театральными мы говорим на одном языке. И я рада, что этот спектакль для них — профессиональная качественная работа, все выкладываются на полную катушку. Я рада, что у меня есть возможность работать с такими талантливыми и замечательными людьми.
Поговорили мы с Галиной Ефимовой немного и о бессмертии души, ключевой теме постановки. Режиссер комментирует: «Это вопрос веры. Я не имею в виду религии. Можно верить, но можно и нет. Если человек верит, что есть бессмертная душа, он совершенно иначе проживает эту жизнь, потому что понимает, что ответственен за свои поступки. Никого нельзя заставить поверить. Это выбор каждого, но я вот верю. Такова моя жизненная позиция. Для меня очень важно, что в этом спектакле мы говорим, как бы человек ни пал, насколько низкие и гадкие поступки он ни совершил, всегда есть возможность подняться и продолжить жить иначе. Когда нас выбивает из седла, когда нам оченьочень плохо, это не конец. Это спектакль о любви к жизни, о том, какое это счастье просто жить и ценить каждое мгновение, верить и продолжать любить. Я бы очень хотела, чтобы в этом спектакле каждый увидел себя».
Галина Викторовна поделилась: «Так интересно совпало, что в моих спектаклях сейчас много музыки, и я обожаю стихи. Я рада, что именно сейчас, когда я уже доста
Фото Талгата Галимова